Духовность Корреджо
Живший и работавший в Парме Корреджо (Антонио да Аллегри, ок. 1489-1534) — ренессансный художник с мышлением маньериста, великий живописец, полностью верный реальности, но постоянно помнящий о духовном смысле света. Он был последователем Мантеньи, и присущие этому мастеру основательность и величавость сдерживали экспансивность Корреджо в разумных пределах, придавая очарование его работам. Поворотной точкой становления Корреджо как художника стало его юношеское пребывание в Риме, где он впервые своими глазами увидел, как работают Микеланджело и Рафаэль. Вскоре Корреджо был признан ведущим мастером в Парме.
«Венера с сатиром и Купидоном» полны чувственности, но вся эта плоть невинна, как до грехопадения и изгнания из Рая. Лунный свет по-разному отражается на каждом теле, имеющем слегка искаженные, но убедительные пропорции. Такой же телесной красотой обладают и персонажи его религиозных произведений, например, в «Мистическом обручении Св. Екатерины». Легенда, повествующая о посетившем Екатерину видении Младенца Иисуса, обручившегося с ней кольцом, уже не считается реальным событием, но она не утратила глубокого сакрального смысла, подразумевающего обет целомудрия.
Корреджо не столько художник-маньерист, сколько провозвестник маньеризма. Величайшим вкладом в маньеризм и барокко стали его изумительные фрески в куполах крупных пармских соборов. К несчастью, они не поддаются воспроизведению на иллюстрациях.
Только в самом Пармском соборе можно увидеть вверху залитое светом «Вознесение Богоматери» или «Видение Св. Иоанна Евангелиста» в церкви Сап Джованни Эванджелиста, мастерство перспективы и необычайное чувство реальности, достигшее кульминации в виртуозной технике маньеристов.