Перспектива: наука в искусстве
Флорентийского художника Паоло Учелло (Паоло ди Доно, 1397-1475), получившего это прозвище за любовь к птицам («учелло» — по-итальянски «птичка»), больше всего занимала проблема не столько света, сколько перспективы. Важную роль тут сыграло его обучение в начале творческого пути у скульптора Гиберти. Вазари рассказывает, как Учелло однажды всю ночь провел в научных изысканиях, стремясь упорядочить и подчинить себе беспорядочный мир. Жена услышала, как он в экстазе кричит: «О, как прекрасна божественная перспектива!
», — а на совет отправиться в постель, заявил, что не расстанется с «милой возлюбленной перспективой». Говоря простыми словами, искусство перспективы сводится к изображению материальных объектов и трехмерного пространства примерно так, как их видит глаз человека (в отличие от чисто символического или декоративного изображения).
Человек видит мир «в перспективе»: объекты на расстоянии кажутся меньше, а стены коридора или деревья вдоль улицы вдали как бы сближаются между собой. Законы перспективы основаны именно на таком схождении линий, которые со временем смыкаются в одной фиксированной «точке схода», либо видимой — например, когда смыкаются деревья, занимающие все поле композиции, либо воображаемой — когда речь идет о степах комнаты, продолжающихся только в воображении зрителя.
Одно из крупнейших произведений Учелло подтверждает его увлечение перспективой. Все действие в картине «Охота в лесу» устремлено к далекому, почти невидимому оленю, исчезающему в точке схода линий. Маленькие красочные охотники, кони, собаки, загонщики мчатся со всех сторон среди голых тонких стволов в темном лесном пейзаже.
Учелло не первым из флорентийцев прибег к перспективе. Приблизительно в 1413 г. архитектор Брунеллески, создатель грандиозного купола флорентийского собора, применил линейную перспективу в архитектурном проекте.
Но в живописи к ней впервые обратился Леон Баттиста Альберти. Его трактат «О живописи», написанный в 1435 г., оказал огромное влияние на современных ему художников. Фактически после экспериментов Учелло и, прежде всего, Альберти каждый художник осознал возможности нового художественного принципа, ставшего главным открытием и основополагающим методом творчества художников эпохи Ренессанса.