Портреты городов
Одним из первых представителей нового направления, в недрах которого сформировался обновленный классицизм, стал венецианский пейзажист Каналетто (Антонио Канале, 1697-1768). Он был всего лишь на год младше Тьеполо и на семь лет старше Гварди, типичных мастеров рококо. И хотя он сам тоже еще был очень близок к миру рококо, его стиль уже можно назвать неоклассическим. Каналетто рано избрал своей темой изображение городов и всю жизнь был ей верен, прославившись точностью и тщательностью в передаче мельчайших деталей городского пейзажа.
Он часто пишет родную Венецию, но хотя с виду эти картины выдержаны в стиле рококо, они пронизаны трезвым рассудочным духом. Каналетто великолепно чувствует фактуру камня и дерева, изображает далекие воды, высокое небо, запечатлевая виды Венеции, неряшливого, неопрятного, но самого чудесного на свете города. Казалось бы, «Двор каменоломни» лишен всякой романтики, однако мастер и здесь видит игру света и тени, сочетание высоты и глубины.
«Венеция: бухта Caн-Марко в праздник Вознесения» залита ярким и резким светом солнца. Строгие вертикали идеально уравновешены, архитектурные массы объемны, но Каналетто пишет город с такой любовью и пониманием, что результат очаровывает, невзирая на весьма прозаическую атмосферу, за исключением полного поэзии неба. Своей рациональностью Каналетто особенно восхищал англичан, приезжавших в Венецию.
В 1745 г. он отправился в Англию и прожил там десять лет, написав множество видов Лондона, хотя и не получивших у современников высокой оценки. Знаменитому живописцу подражал его племянник Бернардо Белотто, которого нередко путают с Каналетто. Белотто пишет подробнее, мастерски изображает обширные пространства с кристально чистым воздухом.
Размах свойствен обоим художникам, поэтому путаница почти неизбежна.