Свет и тьма
Собственно, Жорж де Латур (1593-1652) не выбирал «низменные предметы», а писал одиночные фигуры на грани примитивизма в стиле Караваджо, с резкой светотенью и скупым рисунком. Этот провинциальный художник полностью отказался от привычных условностей, что классицист вполне мог приписать отсутствию таланта или «низменным» интересам. В «Кающейся Магдалине» Латур с какой-то безумной силой изображает бывшую блудницу, скорбящую о своем прошлом.
Магдалина погрузилась в глубокие раздумья, касаясь пальцами черепа — символа бренной суеты, отраженного в зеркале. Единственный источник света — свеча — почти закрыт голым черепом, а Магдалина не столько кается, сколько размышляет. Художник смело затемняет большую часть полотна, и молодая женщина является из тени, как второй Лазарь.
Эту картину трудно забыть, но нелегко объяснить, в чем ее сила — в простоте, граничащей с вульгарностью, или в высочайшей одухотворенности?