Дерзкий Хальс
Франс Хальс (ок. 1582/83-1666) тоже оказался забытым, но он совсем не похож на Вермеера. Трудно, к примеру, не посочувствовать преуспевающему семейству Койманс, глядя на грубое чувственное лицо шикарного Виллема Койманса, написанного быстрой россыпью красок с заметными мазками кисти на холщовом сборчатом рукаве. Впрочем, самому Виллему портрет наверняка нравился — обычно заказчики были довольны работами Хальса. Виллєм здесь бесшабашно отважен и великолепен — сам черт ему не брат; каждому юноше лестна такая оценка.
Хальс, в отличие от Рембрандта, не заглядывает в глубины души и не изображает людей в благородном свете Вермеера. Этот мастер славится в первую очередь циклом портретов, начиная со знаменитого «Смеющегося кавалера» и заканчивая созданными в 1620-25 гг. эскизными изображениями представителей низшего класса, цыганок и пьяниц, с бесконечно разнообразными улыбками, усмешками и ухмылками.
Когда Хальс был еще ребенком, семья его перебралась во Фландрию из Антверпена, обосновавшись в Гарлеме на протестантском севере. Страшно подумать, что он написал бы на католическом юге, имея возможность экстравагантного решения не только портретов.
Хальс с дерзкой беспечностью пишет то, что видит, балансируя на грани, редко срываясь и поражая своей выразительностью. Как выразился один американский генерал, он «минимальными усилиями достигает максимального результата».
Многие работы Хальса привлекают игрой света, легкостью и виртуозностью, но в несчастливые поздние годы его живопись становится более серьезной, достигая подлинного величия. «Групповой портрет регентш Гарлемского приюта для престарелых», написанный художником незадолго до собственной смерти в приюте, — очень серьезное произведение.
Забыв о своем темпераменте, толкавшем его к буйной дерзости, он изобразил не просто усталых старух, а реальных женщин, во всей их индивидуальности; разных по характеру, но преданных общему делу.