Поздняя готика
Герард Давид, Иероним Босх, Матиас Грюневальд — художники начала XVI в. и современники других северных мастеров — Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Ганса Гольбейна. Разумеется, живопись первых художников связана с готической традицией, в то время как вторые испытывали сильное влияние итальянского Возрождения. Именно эти два направления и сосуществовали в Северной Европе в первой половине XVI в. Герард Давид (ок. 1460-1523) в конце XV в. стал естественным преемником Мемлинга в Брюгге, в высшей степени преуспевающим живописцем, главой заваленной заказами мастерской.
Это замечательный мастер, и его Мадонна, похожая на дитя, мгновенно привлекает и очаровывает зрителя. В композиции «Отдых на пути в Египет» она держит перед Младенцем гроздь винограда, символ грядущих Страстей Христа, но ее спокойное, задумчивое лицо не омрачают мрачные предчувствия. Она окружила Младенца Иисуса материнской нежностью, а все тяготы путешествия несут хлопотливый Иосиф на заднем плане и бдительный ослик.
Самобытный нидерландский стиль начала XV в., представленный произведениями Кампепа и ван Эйка, поднялся в работах Давида на новую высоту. Новый художественный взгляд оживил присущую его работам традиционную северную монументальность, что впоследствии отразилось на творчестве Квентина Массейса и Яна Госсарта. В произведениях двух этих художников вновь слились традиции Юга и Севера, хотя и под влиянием итальянского Ренессанса.