Связь со скульптурой
Если в развитии стиля Джотто большую роль сыграла скульптура братьев Пизано, то Мазаччо учился на произведениях их флорентийских преемников Донателло и Лоренцо Гиберти. Влияние скульптуры на живопись раннего Ренессанса переоценить невозможно. Представление Мазаччо о трехмерной форме, архитектурном пространстве, перспективе очень многим обязано техническим и научным открытиям Донателло, Гиберти и флорентийского архитектора Филиппо Брунеллески.
В основе ренессансной живописи лежит скульптурный реализм, достигший кульминации в эпическом монументальном творчестве Микеланджело в период Высокого Возрождения. Джотто придал живописным формам рельефность Пизапо, а Мазаччо черпал вдохновение в круглых статуях и рельефах Донателло, создавая скульптурные формы в живописи, убедительно объемные изображения в реальном пространстве с оптической перспективой. Отныне исчезает прелестная игривость, присущая прекраснейшим образцам готического искусства (хотя и в меньшей степени — творчеству Джотто и Дуччо).
Мазаччо ншвет в абсолютно серьезном мире. В «Изгнании из Рая», из флорентийской капеллы Бранкаччи, Адам и Ева рыдают в самозабвенном ужасе; они ослеплены горем и знают только одно — их счастье потеряно. Ева так громко и страшно вопит, что мы смотрим на нее с жалостью и сочувствием.