Северный маньеризм
Итальянское влияние на северных художников, воспитанных в готической традиции, порождало время от времени некоторую разноголосицу. В итоге здесь, наряду с убедительным монументальным стилем, в котором работали Ян Госсарт и Лукас Кранах Старший, сложился северный маньеризм с довольно поверхностным, даже искусственным «итальянским» глянцем. Два нидерландских художника знаменуют своим творчеством рубеж между готикой и Ренессансом — Госсарт и Патинир. Ян Госсарт (ок. 1478-1532) к тому же перекинул мост между югом и севером, отправившись в Италию, где учился на произведениях Микеланджело и Рафаэля (в то время работали оба), и даже взял себе имя Мабузе, переделав на итальянский лад название своего родного городка Мобеж в провинции Эно. Этот нидерландский мастер, обладавший наблюдательностью ван Эйка и искренностью ван дер Вейдена, стремился стать блистательным классическим живописцем.
Госсарт бывает необычайно трогательным, находя тему, которая отвечает причудливому сочетанию его талантов и устремлений. Хорошим примером этому служит «Портрет купца», написанный лет через 20 после «Распятия» Грюневальда, несмотря на явное противоречие между духом северного реализма и написанным в итальянском стиле мужским лицом.
Этот портрет выделяется среди множества нидерландских портретов того времени, выдержанных в собственной традиции, сопротивляющейся итальянским влияниям. Столь же противоречива и его потрясающая «Даная» — простая, скромная, полная ожиданий фламандка, сидящая в классической итальянской аркаде, куда проникает сильный золотой божественный луч, в виде которого к ней нисходит Юпитер.