Северные новшества
В XV е. интернациональная готика развивалась в двух направлениях, и оба можно назвать революционными. Одно сложилось на юге, во Флоренции, породив итальянский Ренессанс, другое возникло на севере, в Нидерландах, где изобразительное искусство независимо, но столь же радикально преображалось, закладывая основы Северного Возрождения. Новая живопись, рождавшаяся в Нидерландах в начале XV в., отличается невиданной ранее живописной реальностью, отказываясь от соблазнительного изящества и откровенной декоративности интернациональной готики. Если религиозная живопись XIV в. как бы приоткрывала перед зрителем небеса, позволяя мельком заглянуть за врата, то фламандские художники низводят святыни на землю.
Вместо грандиозной драмы, разыгрывающейся в мире, словно на огромной театральной сцене, они предпочитали писать реальные интерьеры: гостиные, спальни с обычными принадлежностями повседневной человеческой жизни. Все чаще работы северных художников приходят в согласие с окружающим миром.
Одним из первых великих северных новаторов стал Робер Кампен (работал в 1406-44), учитель Рогира ван дер Вепдспа. Ныне считается, что именно его называли «Флемальским мастером», автором цикла фресок во фландрском аббатстве Флемаль-лез-Льеж. Кампен жил и работал в городке Турне, расположенном тоже во Фландрии.