Шарден: весомость и рассудительность
Шарден связан с эпохой рококо лишь формально, временем своего творчества. Несмотря на выбор приятных сюжетов, где фигурируют дети и молоденькие служанки, он создает глубокие произведения. В картине «Старательная служанка» простая юная девушка готовит к ужину яйцо. На столе, как причастие, лежит хлеб, рюмка приобретает священный смысл, большой белый кувшин для воды наводит на мысль о крещении.
Мистический смысл «Старательной служанки» нигде не высказан открыто. Белые тона — скатерть, яйца, кувшин, полотенце — так чисты; розовые и оранжевые оттенки хлеба и кофты, сгустившиеся на полу и в котле, настолько напоминают здоровый румянец, что поверхностное восприятие этого произведения невозможно.
Шарден часто вкладывает в произведения нравственный подтекст или намек. Например, в «Карточном домике» речь идет о жизненных опасностях, неведомых для ребенка, а в «Мыльных пузырях» — о тщетности и суетности в библейском смысле многих людских занятий. Впрочем, как ни парадоксально, чем наглядней мораль, тем слабее эффект.
Шарден — автор прекраснейших на свете натюрмортов. Битая птица и зайцы — безобидные маленькие существа — торжественно лежат на краю кухонного стола, словно на алтаре.
На стене мерцает глухая тень, столешница светится изнутри. Шарден от нашего имени почтительно совершает ритуальное жертвоприношение, принося в жертву не только животных, но и плод, перед которым художник склоняет голову.
Он никогда не брался за «главные» современные темы, писал чаще всего домашние тихие сцены, лишенные драматизма, но придавал им величие своим художественным решением. Именно в натюрмортах художник достиг вершины своей творческой карьеры.
Дидро провозгласил Шардена величайшим мастером колорита и композиции. Его творчество знаменует конец целой эпохи: шедшие ему на смену мастера классицизма предпочитали исторические сюжеты и сухую, «заглаженную» манеру письма.