Шедевры Пьеро делла Франческо
Пьеро великий художник, каждая его работа на редкость прекрасна, но лучшим произведением остается цикл фресок, которыми славится храм Св. Франциска в городе Ареццо, близ места рождения мастера. Цикл «Легенда Животворящего Креста» воплощает эпизоды его истории, начиная с того, когда Крест был еще деревом, росшим в Райском саду, до его чудесного обнаружения Св. Еленой, матерью Константина Великого. Пьеро пишет с такой благоговейной убедительностью, что превращает легенду в истину.
Склоненная со сдержанным благоговением голова царицы Савской, которая в процессе торжественного шествия к царю Соломону «поклоняется древу Креста», подчеркивает высший смысл происходящего момента. Царицу окружают придворные дамы — высокие, гибкие красавицы с лебедиными шеями, в живописных нарядах, скроенных по одной моде, но только она понимает значение этой святыни, перед которой преклоняет царственные колена. Позади шушукаются пажи, стоящие рядом дамы с любопытством за ней наблюдают.
Ей одной полностью ясно, какое грандиозное свершилось открытие. В композиции царит глубокая тишина, обессмертившая изображенную сцену.
«Воскресение Христа» считается величайшим живописным произведением (с ним могут сравниться только «Менины» Веласкеса). Два эти шедевра совсем разные; композиция Пьеро необычайно возвышенна.
Героический серьезный Христос возвращается к жизни, возводя спящий мир на новую ступень бытия. Картина была написана для муниципалитета города Борго-Сансеполькро, название которого означает по-итальянски «Святой Гроб».