Как заменить неисправный ремень ГРМ на «Фольксваген Пассат Б5» своими руками
Если снять защитный кожух ремня, то обнаружатся и прямые причины проблем: срезало зубья, растрепались края, на спинке детали появились трещины. Ремень может истончиться между зубьями, сильно растянуться.
«Фольксваген Пассат» в кузове Б5 выпускают с 1996 года. На большей части моторов установлен ременный привод газораспределительного механизма (ГРМ), однако есть модели и с цепным. В России такие автомобили популярны, поэтому владельцев интересует, как проводится замена ремня ГРМ на «Фольксваген Пассат Б5».
Немного теории: устройство ГРМ
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) работает на бензине или дизеле. Сжигание горючего происходит в цилиндрах. После воспламенения топлива следует выброс отработанных газов в атмосферу. За процесс газораспределения отвечает ГРМ (газораспределительный механизм): впуск воздушно-топливной смеси (в бензиновых двигателях) или чистого воздуха (в дизельных), и выброс отработки.
С момента изобретения в ДВС применяют ГРМ. Автомобили технологически совершенствуются: эволюционирует и газораспределительный механизм. Его составляющие:
- Основные узлы: распределительный вал (РВ), ремень, клапаны.
- Передаточное звено — гидрокомпенсаторы, коромысла.
- Вспомогательные детали: пружины клапанов, маслосъемные колпачки.
РВ – главный функциональный компонент топливной системы — открывает/закрывает клапаны мотора. От правильной последовательности фаз газораспределения зависят ездовые характеристики транспорта: мощность двигателя, крутящий момент, стабильность работы силовой установки, расход горючего. РВ выглядит как ось с направленными в разные стороны кулачками. Их количество совпадает с числом впускных/выпускных клапанов, располагаются детали строго напротив друг друга. РВ крепится в постели головки блока с помощью подушек. В распредвале предусмотрено сквозное отверстие для масла, выводы идут к каналам головки блока.
Привод РВ от коленчатого вала (КВ) осуществляет зубчатый ремень ГРМ «Фольксваген Пассат Б5», соединяющий маленькую шестерню КВ и большую шестеренку РВ. Из-за этого скорость вращения последнего ниже в 2 раза.
Другие типы приводов: цепь (применяется в дизельных двигателях TSI) и шестеренчатое соединение (в «Пассат» не устанавливается). Кроме ремня, привод ГРМ «Пассат» включает: натяжной ролик,
- успокоитель;
- башмак;
- гидро — или механический натяжитель (для цепных приводов);
- шестерни.
Состоящие из стержня и головки (тарелки) клапаны нужны, чтобы открывать и закрывать впускной и выпускной каналы. Тарелка впускного элемента больше по диаметру, чтобы в камеры поступал больший заряд горючей смеси.
В верхневальных двигателях, к которым относится «Пассат Б5», РВ расположен в головке блока цилиндров. Кулачки воздействуют на стержни клапанов через гидрокомпенсаторы или рокеры распредвала.
Почему слетает ремень на Passat B5
Ремень связывает два вала, от его вращения зависит также работа помпы ОЖ (охлаждающей жидкости). Деталь может перескакивать на один-несколько зубьев или слезать со шкивов вообще. Соскальзывание водители наблюдают после плановой замены старого ремня, который выработал свой ресурс.
Причины, почему слетает приводной ремень двигателя:
- Качество изделия. На неоригинальных деталях резина в определенных местах растягивается по-разному, бывает также различной жесткости по ширине. Ремень перекашивается, в итоге слетает.
- Помпа ОЖ. Люфт вала насоса – «заскок помпы» – тоже ведет к соскальзыванию ремня ГРМ. Так бывает, когда поставили новую помпу, а привалочную зону поверхности блока плохо очистили от старой прокладки. Насос становится на место с перекосом: ремень утягивает в сторону.
- Натяжной ролик (НТЖ). Если он изначально кривой, то двигает резиновое кольцо вбок, тогда кромки ремня изнашиваются, деталь сползает. Другая распространенная причина – изгиб шпильки фиксации. Это случается при замене ролика, когда сильно затягивают гайку эксцентрика. Шпилька подгибается, что сказывается на ролике и в конечном счете на ремне.
Ремень может слететь и по причине люфта в натяжном ролике.
Выявление неисправностей ремня ГРМ
От состояния ремня зависит работа всего газораспределительного механизма. Диагностировать неисправность детали можно по косвенным признакам:
- Изменился цвет выхлопа (стал синим или черным).
- Двигатель сильно вибрирует, при запуске и остановке мотора — детонирует.
- Проблемы с запуском, провалы в работе двигателя.
- Потеря мощности и тяги силового агрегата.
Все вышеперечисленные проявления могут появиться и по другим причинам. При обнаружении неисправности нелишним будет проверить состояние механизма.
Если снять защитный кожух ремня, то обнаружатся и прямые причины проблем: срезало зубья, растрепались края, на спинке детали появились трещины. Ремень может истончиться между зубьями, сильно растянуться.
Как проверить натяжитель ремня ГРМ на «Пассат Б5»
Ремень ГРМ должен быть всегда хорошо натянут для правильной передачи крутящего момента с коленвала на распредвал. Для этого в конструкции предусмотрен натяжитель. Это расходник, который меняют с каждой новой установкой ремня. Правильное натяжение предохраняет генератор и водяной насос от перенапряжения и преждевременного износа.
На форумах автолюбители выкладывают фотоотчеты о том, какие проблемы находят, когда проверяют натяжитель Volkswagen Passat B5:
- Из модуля капает ржавчина, на корпусе, рычаге или кронштейне появились трещины.
- Износились подшипники натяжителя. Проверяют так: выключают двигатель, снимают натяжитель, прокручивают вручную. Если обнаруживают характерный шум либо люфт, механизм меняют в сборе.
- Ослабла пружина. Как обнаруживают: натяжитель взводят спецключом и отводят в заднее положение (в противоположную сторону). Далее фиксируют штифтом, надевают ремень и вытаскивают фиксатор. Должно произойти автоматическое натяжение. Если этого не случилось, то ослабла пружина. Натяжитель меняют полностью.
Скрип и треск в узле при неисправных подшипниках – повод проверить натяжитель и, возможно, поменять его.
Гидронатяжители цепи в «Пассат Б5»
В турбодизелях с цепной передачей используют приводы с гидронатяжителями. Это дорогие и надежные устройства, работают за счет давления масла. Они обеспечивают оптимальное натяжение цепи, а башмак успокоителя сглаживает ее колебание.
Работу гидравлического натяжителя водители диагностируют по звуку. Если из-под капота в районе крышки головки блока цилиндров при резком сбросе педали акселератора раздается незнакомый металлический стук, с узлом что-то не в порядке. Это может быть пробой в шариковом клапане. Подобными звуками дадут о себе знать также износ башмака или успокоителя.
Точнее водители определяют причину, обследовав узел. Он находится слева в подкапотном пространстве под трубками охлаждения в передней части ГБЦ (головки блока цилиндров).
Какой комплект приобрести
Ремкомплект ГРМ владельцы авто приобретают исходя из модели и кода двигателя, даты выпуска.
Бензиновые моторы:
- 6 л, коды ADR, AHL – 2000-2005 гг.
- 8 л, коды ADR, AWT – 2000-2005 гг.
- 8Т, код AEB – 2001-2005 гг.
- 2.0 л, код AZM – 2000-2005 гг.
- 3 л, код AGZ – 2003-2005 гг.
- 8 30V, код ACK/ALG – 2000-2005 гг.
- 8 л, коды AMX, BBG – 2000-2005 гг.
Двигатели disel– модель 1.9 ТДИ, коды ANU, AHH, AFN, AWX, AVF и AVB, AWX – 2000-2005 гг.
Ременной оригинальный комплект на ГРМ можно поменять на аналоги (артикул, производитель, цена изделий):
- 530 0159 10, Германия, 3 230 руб.
- 23832, Германия, 3 340 руб.
- PK-1075, Япония, 1960 руб.
- K015016 GATES, 1710 руб.
Разная цена ремня ГРМ на «Пассат» Б5 и Б5+ объясняется производителем. Недорогие изделия производят: «Балаково», Bosch, Lemforder, Hutchinson, AMD. Товары премиум-класса: Gates, Contitech, Dayco, Optibelt, INA.
Снятие защиты ремня
При сроке службы в 60-90 тыс. км пробега ремень ГРМ меняют раньше из-за преждевременного износа. Трудоемкая работа требует разборки значительной части двигателя, поэтому некоторые моменты владельцам «Пассат Б5» стоит предварительно изучить отдельно.
Например, как снять кожух привода ГРМ, состоящий из трех пластиковых частей. Делают это в два этапа:
- Верхняя крышка служит для проверки на износ и натяжку зубчатого ремешка. Ее демонтируют, отщелкнув 2 клипсы.
- Нижняя (основная) и средняя части предохраняют весь узел от грязи. Детали крепятся 5-6 болтами. Для демонтажа необходимо открутить и снять шкив КВ. При этом 12-гранный болт трогать не нужно: просто вывернуть 4 винта.
Кожух демонтируют непосредственно перед снятием старого ремня.
Замена ремня ГРМ на «Фольксваген Пассат Б5»
Эта работа для профессиональных слесарей. Но с теоретической подготовкой замену ремня ГРМ на «Фольксваген Пассат Б5» своими руками произвести возможно.
Необходимые инструменты и автозапчасти
Водители работают инструментом, который всегда возят с собой в ремонтном чемоданчике. Это набор головок (размер от 14 до 19), накидные, рожковые и торцевые ключи. Не обойтись без комплекта гаечных ключей, различных шестигранников. Не у каждого найдется ключ для ролика натяжения: инструмент можно взять в аренду или использовать вместо него шестигранник на 7 с воротком.
Вместе с ременным приводом часто меняют водяную помпу. Стоит также купить и заменить сальники РВ и КВ, раз уж к ним во время ремонта открывается доступ. Если ремень покупают отдельно, то обязательно приобретают натяжной ролик.
Снятие ремня
Для безопасности начинают работу с обесточивания автомобиля, сбрасывая «–» с АКБ. Машину устанавливают на ровной площадке.
Как снимают ремень газораспределительного механизма:
- Убирают декоративную решетку, которая стоит перед радиатором. Она держится на двух винтах и защелке.
- Снимают держатель капота и замок, освобождая больше пространства для работы.
- Тянут вверх и снимают радиаторную решетку.
- Выкручивают винты (4 шт.), удерживающие бампер, и саморезы под подкрылками.
- За бампером обнаруживается еще 5 винтов, их также откручивают.
- Демонтируют фары, отсоединяют разъемы питания оптики, находящиеся за световыми приборами.
- Демонтируют воздуховод.
- Отсоединяют крепления «телевизора».
- Далее отключают датчик кондиционера.
- Достают штифты крепления, извлекают радиатор кондиционера, отводят его от машины, отсоединив, чтобы не повредить, патрубки от блока двигателя.
- Отсоединяют датчик и крепежи охлаждающей трубки гидроусилителя руля.
- Часть ОЖ сливают в посуду.
- Теперь «телевизор» убирают в сторону либо совсем снимают с кузова.
- Газораспределитель на этом этапе становится открытым, и можно осмотреть узел.
- После демонтируют крыльчатку.
- Снимают натяжное устройство и ремешок кондиционера.
- Демонтируют защиту ремня ГРМ.
- Потом отжимают натяжитель (удобно работать рожковым ключом на 17), фиксируют деталь штифтом. Ослабляют гайку ролика-натяжителя и снимают ремень генератора.
Следующий этап — метки.
Выставление установочных меток
Проделанная работа потеряет ценность, если не уделить должного внимания меткам ГРМ. В момент первого после ремонта запуска силовой установки РВ и КВ должны стартовать с определенных позиций. Чтобы привести валы в соответствие, совмещают метки на элементах мотора:
- Первая пара меток. Указатель на шкиве «колена» (стрелка, выемка, риска) совмещают с меткой на лобовой крышке блока цилиндров. В этот момент поршень первого (дальнего от маховика) цилиндра будет находиться в ВМТ (высокой мертвой точке).
- Вторая пара меток. Указатель на шкиве РВ должен совпасть с меткой на защитной крышке газораспределительного механизма. Чтобы это произошло именно так, 12-гранный болт коленвала проворачивают головкой, пока пара меток не совпадет.
Когда метки ГРМ «Фольксваген Пассат Б5» выставлены, новый ремень последовательно надевают на КВ, натяжной ролик, колесо РВ, помпу ОЖ, промежуточный ролик.
Регулировка натяжения ремня
Оптимально натянутый ремень проворачивается на 90° от усилия руки в 1,5-2,0 кг. Пальцы нужно положить на ременную ленту между шкивами валов (распределительного и коленчатого).
Если деталь сильно перетянута, изнашиваются подшипники водяной помпы и натяжного ролика, если слабо — зубья перескакивают, запчасть может слететь.
Как регулируют натяжение:
- Эксцентрически расположенную ось (эксцентрик) мотористы вращают против часовой стрелки специальным ключом или насадкой шестигранника на 7 до совмещения отверстий на штоке и корпусе натяжителя, затем фиксируют шпилькой.
- Поворачивают ролик в обратную сторону, измеряя зазор между толкателем натяжителя и роликом. Когда показатель составит 4 мм, фиксируют ролик и вытаскивают шпильку из натяжителя.
- Делают 2 оборота КВ, проверяют метки.
После установки меток и регулировки натяжения автомобиль последовательно собирают, приводят в первоначальный вид.
В автосервисе машина простоит 4-5 часов. При этом официальные дилеры допускают присутствие хозяина. В гараже водители без опыта потеряют день.
Сколько будет стоить замена в сервисе, зависит от объема работы: какие детали придется менять, какие узлы ремонтировать, разбирать, смазывать.
В среднем за замену ремня профессиональным автослесарям платят от 5 тыс. руб. На проделанную работу слесари СТО дают гарантию.
Видео по теме можно смотреть по ссылке: