Декор культового интерьера
Окопный проем — один из важнейших элементов здания во все времена — также подвергся рокайльной трансформации. Его прямоугольная пли арочная циркульная форма уже не являлась самодовлеющей. Зодчие предпочитают использовать форму овала наиболее популярную в архитектуре рококо. Овальные люкарны Софийского собора в Полоцке, костелов базилиан в Вольно и бернардинцев в Минске органично вписываются в пластичную массу их ярусных башен. Вместо горизонтальной перемычки используется форма омеги.
Если в западноевропейской культовой архитектуре огромная творческая энергия тратилась на создание причудливых, замысловато комбинированных, пластичных по рисунку планов, красивых по своим очертаниям уже в проекте, то в Белоруссии зодчие сохраняют каноническую базиликальную планировочную конфигурацию культовой постройки в один пли три нефа с алтарным объемом, сакристиями, нартексом с галереей хоров. Сакральная архитектура Белоруссии периода рококо не заимствовала на западноевропейских прототипов овальную, плавно перетекающую форму плана здания. Продолжает господствовать барочная «большая манера» грандиозные пространства, заключенные в мощные конструкции. Вместе с тем архитекторы рококо, не реконструировавшие старые барочные храмы, а возводящие новью, веками устоявшемуся трехнефному шкальному тину храма стали предпочитать более уютные однонефные зальные постройки. Строительство более компактных однонефных костелов предпочитается в Польше. Как правило, объёмно-пространственная основа католического храма сильно вытянутый в длину неф, завершенный более узкой полукругло, иногда полуовальной апсидой. В период рококо стремление к организации уютных пространств как в двор Новых, так и в культовых постройках обусловило пристройку к существующим костелам боковых нейтринных часовен. К однонефным костелам Марии в Вишнево в 1771 г. и бернардинцев в Слониме в 1750 г. симметрично пристроены центричные часовни.
Одновременно зодчие стремятся к глубинному раскрытию пространства интерьера. Наиболее впечатляющую пространственную организацию рокайльного храма демонстрируют интерьеры, выполненные И. К. Глаубицем.
Для его творчества характерно последовательное стремление к вертикализму, что достигалось сокращением горизонтальных членений и активным акцентированием вертикальных, преимущественно пилястровых креповок. Таким образом им решены интерьеры костела Иоанна Крестители в Столовичах, Софийского собора в Полоцк» и др.
Динамику культового интерьера усиливали ажурные сплетения сводчатых перекрытий. Неф перекрывался цельным цилиндрическим сводом с ритмом люнет и подпружных арок и завершающей конхой над алтарной частью. Крестовые своды боковых нефов обогащали пространство храма игрой светотеневых переходов и пластическим разнообразием. П архитектуре рококо были наиболее употребительны сегментные или полуовальные своды мягкой пластичной формы с тонкими спаренными подпружными арками (Софийский собор в Полоцке, костел базилиан в Березвечье, часовня в усадьбе Городно).
Недолго просуществовавший новый стиль не мог проявиться в полной мере, как барокко за полтора столетия своего развития. Не следует забывать и о том, что строительство крупного костела продолжалось па протяжении десятилетий. Большинство же культовых рокайльных интерьеров — результат реконструкции барочных храмов в первой половине- середине XVIII в. Зодчие были не в состоянии изменить в соответствии с новыми художественными запросами общую объемно пространственную композицию сооружении и поэтому сосредоточивали своп усилия на художественно-декоративной разработке их интерьеров и лицевых фасадов.
Барочные интерьеры костела доминиканцев в Вильно (1748-1770) и церкви Титу венайского ансамбля (реконструирован в 1759-1783) также были превращены в рокайльные. Интерьер реконструированного после пожара в 1741 -1746 гг. костела Катрины получает известный своим художественно-стилевым совершенством алтарь (1751 — 1759). Подчеркнуто светское звучание и рокайльная праздничность характеризуют интерьер Андреевской церкви в Киеве, созданный великим В. В. Растрелли. К прекраснейшим примерам рокайльного культового интерьера в Польше следует отнести парафиальный костел в Дукле. Сочетание монументальных и малых архитектурных форм (амвонов, алтарей, исповедален) не нарушало барочную структуру и пластику внутреннего пространства.
Алтарные плоскости с чувством меры усыпаны лепным орнаментом, великолепно подчеркивающим соседние с ним глади плоских стен. Чудесный лепной узор, льющийся и пламенеющий в чарующем ритме,- свидетельство вдохновения, богатой фантазии и выдумки декоратора. Особенно характерны для стиля рококо угловые алтари боковых нефов. Решенные уплощенно в два яруса, они сливаются со стеновой массой, выступая из нее лишь в виде лепного декора. Ярусы расчленены тонко профилированным, значительно крепованным антаблементом. Но ни в нем, ни в значительно уплощенных пилястрах, ни в крепованных антаблементах нет и намека на традиционную тектоничность стоечно-балочной архитектурной системы. Основания пилястр искусственно подрезаны рокайльными волютами, за счет чего они уже ничего не несут, повисают в пространстве. Капители пилястр, по рокайльному «стекающие» пламенеющей орнаментикой, также не несут антаблемент, а лишь подчеркивают его тонкую профилированную воздушность. Верхние ярусы алтарей, решенные ажурной декоративной тканью, не составляют нагрузки на антаблемент. Устойчивость нужна лишь боковым рокайльный вазам, установленным на зыбкое, в динамичных извивах волютное основание. Разрушение тектонического смысла алтаря усиливают и пилястровые композиции на углах трансепта. Они призваны архитектором для «поддержания» художественной темы угловых алтарей и несут чисто декоративную нагрузку.