Дизельные двигатели: история и современность - В тренде АВТОновинок

Дизельные двигатели: история и современность

Принцип работы дизельного двигателя основан на нагревании топлива путем его быстрого сжатия. Первым на практике эту идею смог реализовать Рудольф Дизель еще в конце 19 века, в честь него двигатель и получил свое название. По сравнению с широко распространенными тогда паровыми машинами дизель был экономичнее и удобнее в работе, но тяжелее и больше, поэтому особой популярности в те времена он не получил. Еще долгое время дизельные двигатели воспринимались водителями как шумные, грязные и неудобные, и только в конце двадцатого столетия ситуация изменилась: дизель смог составить достойную конкуренцию бензиновому «собрату». Сегодня легко можно купить двигатель ЯМЗ, который обладает рядом преимуществ.

Около 30 лет после своего изобретения дизельные двигатели устанавливались только на большие агрегаты: корабли и стационарное оборудование. А вот применять их на автомобилях тогда не было возможности: конструкция не позволяла обеспечить высокие обороты, необходимые для быстрого движения машины.

Разработки Роберта Боша: новое слово в производстве дизелей

В 20-е годы ХХ столетия Бош усовершенствовал конструкцию ТНВД (топливного насоса высокого давления), который сегодня лежит в основе дизельных двигателей. Таким образом, дизель «научился» набирать высокие обороты, и применение его на автомобилях стало возможным. Но еще несколько десятилетий такие двигатели ставили только на крупногабаритный грузовой транспорт. И лишь в семидесятых, когда цены на бензин начали расти, этой конструкцией заинтересовались производители легковых машин. Сегодня же в модельном ряду почти каждого европейского производителя автомобилей есть модель с дизельным двигателем, а то и не одна.

Современные дизели, в отличие от своих предшественников, работают намного тише, а вредные выбросы при их работе очень низкие, что соответствует даже строгим европейским нормам. Однако у них есть и недостатки:

  • более высокая цена, чем на бензиновые двигатели;
  • быстрая окупаемость только при движении на большие расстояния на высоких оборотах;
  • определенные трудности в ремонте: для этого требуется специализированное оборудование (диагностические стенды), а значит, сделать ремонт своими силами невозможно, поэтому подержанный автомобиль с дизельным двигателем продать намного сложнее;
  • высокая чувствительность к качеству топлива: малейшие примеси в его составе могут вывести из строя прецизионные (подогнанные с высокой точностью) элементы двигателя и привести к дорогостоящему ремонту.

Несмотря на это, автомобили с дизельными двигателями не теряют популярности и составляют достойную конкуренцию машинам на бензине.