Голландский натюрморт
Рембрандта интересуют люди, натюрморт — его не особенно привлекает, хотя в некоторых работах мастера есть его изумительные образцы. Натюрморт можно назвать утверждением, тогда как Рембрандт постоянно задает вопросы. А произведения, скажем, Хеды (Виллєм Клас, 1597-1680) полны непомерного любопытства.
С беспредельным уважением и благородством он пишет натюрморт с поблескивающими кубками, стеклянными бокалами и широкими блюдами с остатками еды на серебрящейся на свету скатерти. Де Хем (Ян Давиде, 1606-1683/84) навечно запечатлел вазу с цветами (241) — пышущий свежестью дар природы. Это другой тип натюрморта.
Хеда молчалив, де Хем громко поет радостный гимн, но оба открывают смысл самых обыкновенных явлений, добиваясь на свой не столь величественный лад такого же эффекта, как Рембрандт. Есть, должно быть, в голландском характере некая особенность, требующая отзывчивости на застывший покой натюрморта.
Этот жанр подобен ровному голландскому ландшафту, не предоставляя возможности изображать драматические вершины и пропасти.