Характер дрезденского фарфора - В тренде АВТОновинок

Характер дрезденского фарфора

Характер дрезденского фарфора

Высокое искусство получившего общеевропейскую известность саксонского фарфора иллюстрируют две вазы из эксплозии Брестского областного краеведческого музея. Подобной же вазой в совершенно фантастическом исполнении в фарфоре кажущихся живыми цветов обладает Львовский музей мебели. В этих произведениях цветы, букеты, завитки, ламбрекены, пути скомпонованы в единое гармоничное целое. Несмотря на общестилевую трактовку, изделия отмечены печатью сугубо индивидуального творчества, отчетливо наблюдаемого в деталях, технике исполнения, характере компоновки.   Фарфоровыми   вазами   дрезденского   производства обладают Военно-исторический музей им. А. В. Суворова в Кобрине, Государственный музей БССР, Витебский областной краеведческий музей.

В этих произведениях ощущается радость пластического формообразования, удивительная способность сочетать изысканную фигурную форму с пластическими аппликационными украшениями — цветами, фигурками, рокайлями. Стиль ваз весьма близок к творчеству мастера из Мейсона И. И. Кендлора, фарфоровые изделия которого также усеяны ленными цветами. Именно ему искусство фарфора обязано введением в отделку тарелок плетенной в плоском рельефе трельяжной сетки. Из реестров и ценников Свержепской мануфактуры можно заключить, что производимая здесь посуда также украшалась цветами и пищами.

Характер дрезденского фарфора иллюстрируют три миниатюрные вазочки-статуэтки из Государственного музея БССР. Художник изображает кротких, мирных и добродушных персонажей поэтических пасторалей. В их художественной трактовке он проявляет хорошее знание и осмысление материала, исполнительскую ловкость и блеск, остроумие и находчивости показывая Персонажей с легкостью и веселостью, поверх постно схваченной типичностью, в движении. Подобных навалеров и дам   в кринолинах   вводит в сервизные   ансамбли в И. И. Кендлер не без влияния А. Ватто.

В местном производстве они получают несколько наивную интерпретацию, в их трактовке ощущается профессиональная неподготовленность мастера, более тяготеющего к игрушке.

Щедрое на художественные и сюжетные находки искусство рокайльной керамики навсегда останется великолепным примером неисчерпаемого формотворчества. Именно поэтому ретроспективное увлечение рококо в фарфоровом производстве проявилось в конце XIX — начале XX в. К тонкой фантазии рококо обращается русский художник и график К. Л. Сомов при создании ряда фарфоровых поделок.

Большую конкуренцию фарфору создавало хрустальное стекло, которое соперничало с ценнейшими художественными произведениями и столь же высоко ценилось. Особой известностью в Европе славился саксонский и чешский хрусталь, значительное влияние на формы и декорировку которого оказал французский художник Л. В. Мавриель.

Стеклянная бытовая посуда Налибокской и Уречской мануфактур украшалась филигранной гравировкой, алмазной гранью, парадная — гравировалась гербами, монограммами, рокайльными картушами. Несравненное богатство типов и видов украшений обнаруживается в большой группе кубков этих мануфактур. Их парадная, репрезентативная функция обусловила подчеркнутую декоративность, богатство форм. Тонкие и легкие бокалы, декоративные кубки покрывались ажурным гравированным орнаментом и зачастую опирались на атектоническую по трактовке ножку, скрученную в жгут или украшенную спиралью переплетающихся белых эмалевых нитей. Верхняя часть бокала обретала форму тюльпана, перевернутого колокола или воронки. Изящный граненый бокал имел шлифованный фаской трон, который нес чашу, решенную миниатюрными пейзажами либо светскими сюжетами, игривыми сцепками, элементами символики, нередко с надписями, легкими и шутливыми но содержанию.

Как правило, кубки наделялись матовыми картушами, вокруг которых располагали праздничный, необычайно красивый орнаментальный фейерверк из изгибающихся стеблей, побегов, листочков, кружевной трельяжной сетки. Осваивается и более дешевая, менее притязательная, но не менее эффектная техника росписи поверхности стеклянной посуды окисью золота, перешедшая и в стеклоделие эпохи классицизма. Белорусские стекольные мануфактуры мало в чем уступали в подобной продукции европейским странам.

В музеях Белоруссии находятся экспонаты стекляшки посуды замечательного мастерства утонченного гравированного орнаментального рисунка. Орнаментальный и растительный декор сохранившихся хрустальных кубков гармонично сочетается с сугубо рокайльными абстрактными мотивами декора: S-образными завитками, трельяжной сеткой, раковинами. Создавая совершенные художественные композиции, опытная рука мастера по перегружает плоскость сосуда декором, а легко и просто вводит рокайльные элементы в изысканный растительный орнамент.

Эпоха рококо — время господства парфюмерии, формирования ее в своеобразный вид художества. В связи с этим расширяется производство парфюмерных флаконов, которые имели не упрощенную, утилитарную трактовку, а сюжетную — в виде любовных сценок, человеческих фигурок, благородных животных, цветов. В этой области примеры для подражания брались из Франции — законодательницы мод.