Коробка автомат на «Фольксваген Амарок»: устройство, неисправности, ремонт
Чтобы было легче провести ремонт КПП «Фольксвагена Амарок», пригласите помощника, подготовьте трансмиссионный домкрат, набор шестигранников, ключей, головок. Купите новое масло, фильтр, ремкомплект сальников и прокладок. Запаситесь емкостью для отработки, приспособлением для заливки масла.
КПП (коробка переключения передач) – основной элемент трансмиссии автомобиля. Если вышла из строя КПП на «Фольксвагене Амарок», ремонт – самостоятельный или в сервисе – «реанимирует» машину. Но прежде, чем своими руками починить этот узел, изучите строение передаточного механизма.
Устройство коробки передач в заднеприводных и полноприводных автомобилях
Универсальные грузовички «Volkswagen Amarok» поставляют в Россию с двумя видами приводов: задним FR с крутящим моментом, подающимся от двигателя на задние ведущие колеса, и постоянным полным 4WD, где усилие от мотора идет на все четыре колеса.
Каждому виду привода соответствует своя автоматическая коробка.
Устройство коробки автомат в заднеприводных автомобилях
Производитель надежных коробок-автоматов для немецких пикапов – ZF Friedrichshafen AG, оригинальный заводской номер 8-ступенчатого агрегата — 0CM.
Основные компоненты:
- Гидротрансформатор. Несмотря на то, что это как бы самостоятельный модуль, ГТ соединен с коробкой воедино. Он выполняет ту роль, которую играет сцепление в МКПП, но (в чем и состоит основное отличие) не требует участия автовладельца в управлении. Эта закрытая система, заполненная трансмиссионным маслом, состоит из насосного и турбинного колес с лопастями. Между этими деталями расположен третий важный компонент ГТ – реактор.
- Планетарный ряд. Его предназначение можно соотнести с блоком шестерен в МКПП. Это компактное устройство изменяет передаточные отношения при переводе селектора в разные положения. На одном центральном валу сосредоточены взаимосвязанные детали: солнечная шестеренка (в центре), несколько соленоидов (вращаются вокруг нее), эпицикл и водило. Такая система быстро и плавно переключает скорости, так как планетарный ряд не прерывает связь с двигателем.
- Тормозная лента, передний и задний фрикционы — для переключения передач.
- Устройство управления. Контролирует весь процесс с переключением скоростей в автомобиле, снабженном электронной системой управления.
В заднеприводной коробке нет отверстий для переднего дифференциала: это ее отличительная черта. В зависимости от выбранной скорости, коробка-автомат на «Фольксвагене Амарок» самостоятельно переключает передачи, облегчая управление машиной.
Коробка в полноприводных автомобилях
Конструктивно для полноприводных моделей автоматическая коробка на «Фольксвагене Амарок» не имеет принципиальных отличий от заднеприводных вариантов.
Главное, полный привод не может действовать без раздаточной коробки Amarok, (оригинальный номер 0BU341011N).
Раздаточная коробка на «Амарок»
Это отдельный агрегат, осуществляющий 100%-связь между задним и передним мостами и распределяющий крутящий момент между ними в пропорции 40 на 60.
РК представляет собой корпус (картер) с одним входом для мощности от КПП и двумя выходами на передний и задний мосты. Раздатка «Амарока» пристыкована к коробке передач.
Для разведения потока в РК есть самоблокирующий дифференциал Torsen на обе оси: переднюю и заднюю (все четыре колеса машины ведущие).
В механизме раздатки есть еще один элемент – демультипликатор. Он нужен для получения увеличенного количества передач (понижающей LOW). Эта дополнительная передача позволяет колесам транспорта вращаться с меньшими оборотам, в то время как мотор продолжает работать в диапазоне стандартных оборотов. Автомобиль с такой трансмиссией лучше, чем с обычной КПП, преодолевает препятствия. Подключается понижающий редуктор с помощью электрического управления.
Признаки неисправности АКПП Volkswagen Amarok
Коробка переключения скоростей рассчитана на большой срок службы – до 150 тыс. км пробега. Но серьезные нагрузки приближают время, когда ремонт КПП «Фольксвагена Амарок» становится неизбежным.
Неисправности агрегата на вашем автомобиле дадут о себе знать толчками при переключении скоростей либо невозможностью изменить режим. Может быть заблокирована одна из скоростей, а датчики будут сигнализировать о низком давлении или перегреве масла в системе.
Почему ломается АКПП Volkswagen Amarok
Многие водители следуют инструкции по эксплуатации АКПП «Фольксвагена Амарок» 2013 года, согласно которой трансмиссионной жидкости хватает на весь срок эксплуатации авто. Но из-за естественного износа уплотнительных резинок масло подтекает: наступает масляное голодание, за которым следует ускоренный износ компонентов коробки.
Инспектируйте уровень масла через 10-15 тыс. км пробега, доливайте или меняйте его полностью на 60-70 тысячах на спидометре.
Однако нередко именно после этой процедуры коробка выходит из строя.
Причины:
- В вашу машину залили старое масло.
- На СТО нарушили технологию заливки ATF: делали ее при неработающем двигателе, поддон не снимали, не промывали, не меняли масляный фильтр.
- Машине не дали адаптироваться к новой смазывающей жидкости. При изношенном фрикционном слое внутри авто начали эксплуатировать в прежнем режиме с тем же давлением.
Автоматическая коробка требовательна к качеству масла. Производитель рекомендует заливать только оригинал VAG ATF G 060 162 A2. Опасайтесь аналогов: они могут оказаться подделкой.
Узел остро реагирует на агрессивную манеру вождения, а также требует основательного прогрева в зимнее время.
Что ломается в АКПП на «Амароке»
Подтекание масла, проверка уровня, заливка новой жидкости: с этими проблемами вы справитесь самостоятельно.
Выйти из строя и потребовать ремонта коробки в «Амароке» могут также:
- Блок управления. Сбой в работе узла устраните заменой управляющих шлейфов.
- Гидроблок. Поломка возможна в результате некорректной эксплуатации – резкого старта на холодном двигателе. В этом случае выходят из строя клапаны ГБ или кольца-уплотнители. Проблемы могут возникнуть также с поршневыми манжетами или дисками муфты прямого хода.
- Поврежден шток или манжеты поршня тормозной ленты: тогда откажет задняя передача.
- Барабанные шлицы или другие элементы муфты прямого хода (МХП). В этом случае ваш пикап будет ехать только не первых двух скоростях.
- Фрикционные диски МХП: можно распознать при пробуксовке даже на небольших подъемах.
- Деформация лопаток одного из элементов гидротрансформатора (реактора, насоса или турбины).
Некоторые поломки обнаружит только профессиональная дефектовка: склеились диски, заклинило поршень фрикционной муфты, проскальзывает вал коробки, повредились обгонной муфты.
Что делать, если пинается коробка на Амароке
Толчки, рывки и прочие «пинки» АКПП на «Амароке» вызваны объективными причинами, требующими вашего немедленного вмешательства.
Почему происходят толчки при переключении передач:
- Количество, качество и состояние масла. ATF не просто смазывает и охлаждает детали коробки, но и является рабочим телом. Если накопились продукты износа, коробка будет пинаться, ремонт КПП «Фольксвагена Амарок» в данном случае означает полную замену смазки с промывкой коробки.
- Масляный фильтр. Забитый стружкой, другими частицами, он будет хуже пропускать рабочую жидкость: давление понизится, тогда коробка-автомат на «Фольксвагене Амарок» испытает масляный дефицит, который легко устранить самостоятельной заменой грязного элемента.
- Гидроблок и соленоиды. Эти элементы вызывают сбои в коробке, проявляющиеся толчками, похожими на то, как будто ваш автомобиль ударили в корму.
- ЭБУ. В блок попала вода, он перегрелся или получил механическое повреждение. Возможно, узел неграмотно перепрошили: все это скажется на работе коробки и выразится в толчках.
Проблемы с масляным насосом тоже бывают причиной, почему пинается коробка на «Амароке». Проверьте также проводку авто: если на соленоидах подкисли контакты, вы получите от АКПП существенный «пинок».
Ремонт АКПП на «Фольксвагене Амарок»
Чтобы было легче провести ремонт КПП «Фольксвагена Амарок», пригласите помощника, подготовьте трансмиссионный домкрат, набор шестигранников, ключей, головок. Купите новое масло, фильтр, ремкомплект сальников и прокладок. Запаситесь емкостью для отработки, приспособлением для заливки масла.
Снятие
Когда закончите подготовительные работы, установите машину на подъемник, отсоедините аккумулятор.
Порядок дальнейших действий:
- Слейте масло.
- Снимите подрамник, чтобы открыть доступ ко всем болтам.
- Для этого, подставив домкрат под коробку, последовательно открутите подушки (болты 4 шт. на 13) и рычаги (болты 4 шт. на 18).
- Открутите 2 болта на 18 с самого подрамника.
- Открутите (не полностью, а на 4 оборота) по 2 болта на 18 с двух сторон кронштейна опоры мотора, достаньте подрамник.
- Демонтируйте приводные (карданные) валы.
- Открутите болты крепления к мотору головкой на 16 (один оставьте до снятия).
- Снимите стартер.
- С его стороны выверните 3 гайки гидротрансформатора.
- Открутите от коробки трубки охлаждения и трос селектора.
- Теперь дошла очередь до последнего болта крепления к мотору – отвинтите и его.
- Снимите коробку с помощью помощника, чтобы не упустить гидротрансформатор («бублик») на пол.
Демонтаж коробки по такой технологии происходит без вывешивания двигателя, занимает по времени 1,5 часа.
Разборка
После снятия коробки помойте ее.
Далее в гаражных условиях потребуется сделать пять шагов:
- Открутить поддон.
- Снять масляный фильтр.
- Отсоединить шлейфы проводки и БУ.
- Демонтировать масляную помпу.
- Достать планетарный ряд с барабанами сцепления.
АКПП – сложная конструкция: восстановление агрегата лучше доверить специалисту.
В ремонте МКПП на «Фольксвагене Амарок» также трубуются определенные базовые знания, однако самостоятельная реставрация механики довольно простая: в отличие от автоматической конструкции, починить такую коробку в собственном гараже возможно.
Что можно сделать самому
Ограничьтесь минимумом действий: промойте поддон, очистите его от грязи и металлической стружки, замените прокладку и установите на место.
Можно также предпринять следующее:
- Частая проблема КПП – фрикционы. Очистите гидроблок, замените поврежденные диски, поршни, расходники.
- Долейте или поменяйте масло в коробке.
- По электрочасти «отличаются» соленоиды: их также почистите или замените.
Не приобретайте запасные части и расходные материалы для ремонта коробки «Амарока» заранее: сначала проинспектируйте агрегат.
Сборка и установка
Зачастую разборка таких сложных систем идет не по инструкции, а интуитивно, когда водители нарушают порядок разборки, самостоятельно решая, какой узел демонтировать в первую очередь и полностью, что открутить и отвести в сторону. Тогда при сборке возникает путаница. Вытекающие отсюда рекомендации:
- записывайте последовательность работы;
- фотографируйте на телефон снятые детали;
- помечайте краской или мелом места состыковок;
- собирайте и устанавливайте коробку в порядке, обратном демонтажу.
Самое неприятное, когда ремонт КПП на «Фольксваген Амарок» заканчивается, но остаются «лишние» детали.