Период становления рококо
Культивируемый в аристократических и церковных сферах Речи Посполитой стиль рококо формировался в основном в творчестве высокопрофессиональных архитекторов и художников, скульпторов и декораторов, которые, осуществляя официальные заказы, шли только своими, лишь им известными путями в поисках прекрасного. Занимая польский престол в продолжение большей части XVIII в., саксонские курфюрсты Август II Сильный и Август III строили для себя (дворцы Саксонский и Г. Брюля в Варшаве) и позволяли польско-белорусским магнатам и католическим орденам приглашать немецких архитекторов. Поэтому в Варшаве в основном работали художники-иностранцы, связанные с саксонским двором. Несомненно, их творческое влияние распространялось непосредственно или косвенно на всю Речь Посполитую, па ее крупнейшие магнатские резиденции и католические обители. Представитель дрезденского рококо архитектор К. Ф. Пёппельман, немец по происхождению, по воле судьбы принял: участие в дворцовом строительстве Белоруссии. Проектируя Новый замок в Гродно, он открыл замечательную эпоху расцвета дворцово-усадебной архитектуры в Белоруссии. Стиль, культивируемый этим зодчим, как бы воплощал радостную, кипучую жизненную энергию творца, его бодрость и темперамент, никогда не был упрощенным и заурядным:. Б этом произведении архитектор щедро выплескивает свою бьющую ключом творческую фантазию, создает новые комбинации и: варианты декоративных форм в нескончаемом .хороводе волнистого орнаментального движения.
В первой половине — середине XVIII в. Дрезден являлся средоточием немецкой художественной жизни, во многом оказывающей воздействие на придворную обстановку не только польских королей, но и магнатских резиденций Речи Посполитой. Семилетняя воина (1750-1763) послужила причиной переезда королевского двора из Дрездена в Варшаву, а вместе с ним и придворных архитекторов и художников. Господство дрезденского рококо в репрезентативном строительстве Речи Посполитой отмечает польская исследовательница С. Островска-Кенбловска. Анализируя творчество известного архитектора И. К. Глаубица, С. Лоренц приходит к выводу, что он осваивал и реализовывал в литовско-белорусском строительстве формы немецкого рокайльного искусства. Для возведения евангелического костела в Вильно (1737-1738) И. К. Глаубиц приглашает немецких каменщиков и плотников. Одновременно архитектура Восточной Пруссии испытывает влияние виленских архитекторов, в частности Гендовского и А. Каспарини.
Саксонских «каменных дел мастеров» широко приглашали для строительства в России. Посланниками саксонского двора в Петербурге были один из первых художников-миниатюристов Густав фон Мардефельд, работавший при царском дворе в 1718-1736 гг., художник Г. Ф. Шмидт, скульптор А. Шлютер — провозвестник немецкого рококо. С целью привлечь западноевропейские художественные таланты бескомпромиссный в своей политике европеизации России Петр I дает в 1711-1712 гг. задание сведущему в делах архитектуры Я. Брюсу разыскать в Германии «хороших архитекторов». Как и в Белоруссию, «служилые люди: ремесленники, мастеровые — толпами стремились в течение XVIII в. из немецкой земли, Франции и в особенности из Швейцарии в льдистую Московию с целью составить себе фортуну». Петербург, в котором, по замечанию И. Э. Грабаря, «рококошили вовсю», наполняется иностранными художниками, представителями искусства рококо (Г. К. Гроот, Ж. М. Натье, Н. Пиво, П. Ротари, Л. Токе, С. Торелли и многие другие). К принципам рококо обращается уже в 30-х годах XVIII в. итальянский скульптор Д. Ф. Ламони. практиковавший в Петербурге. С работали западноевропейских архитекторов во многом перекликается и творчество. В. Растрелли отмечает общность форм и приемов у русского зодчего и Виленского И. К. Глаубица.
Становление, утверждение и широкомасштабная рококо в Белоруссии были тесно связаны с римской католической экспансией. Осуществлявшие ее духовные ордена, особенно иезуитский, активно привлекали как иностранных, так и местных талантливых художников и зодчих для возведения пышно декорированных костелов и монастырей. Готовили архитекторов и в местных католических учебных учреждениях. Архитекторы-католики имели широкий ареал деятельности. Многие из них практиковали и в гражданском строительстве, как например, А. Л. Гену, архитектор-иезуит из Нильно, который построил рокайльный дворец для Г. Огннского в Гапуте, или И. К. Глаубиц, возводивший одновременно Софийским собор в Полоцке и недалеко от него Струни дворец митрополита Ф. Гребницкого. Член ордена иезуитов. Пыстжоповский издает в 1747 г. архитектурным трактат, отразивший гедонистическую философию светских кругов общества того времени Идеи большой когорты профессиональных архитекторов-иностранцев реализовывались в Белоруссии широким кругом местных мастеров: строителей каменщиков, столяров и плотников, резчиков и живописцев. Вместе с тем из-за анти городской политики магнатом, тормозившей развитие ремесел, недостаток в местных архитектурных силах был остро ощутим.
Период становления рококо дифференцируется исследователями на три стадии: 1700-1725 гг.- раннее рококо, или «стиль регентства»; 1726-1760 гг.- зрелое рококо, или спин, Людовика XV (стиль Помпадур); 1761 — 1780 гг.- позднее рококо, или стиль Людовика XVI. Затянувшаяся «агония» рококо еще была ощутима в самом конце XVIII в. Таким образом, в европейской культуре стиль, сформировавшийся около 1725 г., доминировал вплоть до 80-х годов столетия. В этих же временных рамках рококо распространяется в архитектуре и искусстве Белоруссии и Прибалтики, утверждается во всех областях русской художественной культуры.