Ранний Рафаэль
В раннем творчестве Рафаэля очень заметна мягкость его учителя. Маленькая молящаяся принцесса в миниатюрном «Св. Георгии», написанном 20-летним Рафаэлем, напоминает персонажей Перуджино. Но рыцарь и его умный конь полны огня, а убедительный дракон — злобной силы.
Таких бурных чувств никогда не бывало у Перуджино. Конский хвост взвился, как наэлектризованный, а плащ святого, напавшего на дракона, буйно стелется по ветру. В 1504-08 гг. Рафаэль впервые посетил Флоренцию.
В те годы там жили и работали Леонардо и Микеланджело, и молодой художник сумел познакомиться с новыми живописными методами и техниками, особенно разработанными Леонардо. В результате рисунок Рафаэля стал динамичнее, сильнее.
В «Малой Мадонне Купера» заметно, что именно он заимствовал у Леонардо: мягкие контуры, идеально уравновешенную композицию. Мадонна с мягкой полуулыбкой полностью поглощена Младенцем, который непринужденно льнет к матери, радостно глядя вдаль. Они так же погружены в себя, как персонажи Леонардо, но здесь царит душевная ясность, лишенная противоречий.
За Мадонной расстилается мирный сельский пейзаж с храмом на холме. Рафаэль нередко использовал в качестве пейзажного фона окрестности Тразименского озера недалеко от Перуджи, где он жил и учился в юности. Особенно часто этот мотив звучит в его работах флорентийского периода.
Нежная весенняя природа родного края удивительно созвучна пронизанным особой теплотой образам юной матери и младенца Христа.