Распространение натурализма
Новый нидерландский реализм начал распространяться в первой четверти XV в., а к 1450-м годам под его влияние попала вся Северная Европа до Испании и Балтики. Событие совершается не на земле, а в душе молящегося донатора, стоящего на коленях слева. Это великолепное по мастерству, но такое трагичное произведение производит огромное впечатление, сравнимое с еще не написанными к тому времени Босхом, сценами Страстей. Становится ясно, что в готическую эпоху чувства выражались свободно и слезы считались естественной реакцией хрупкого, уязвимого человеческого существа.
Художник с необычным именем Петрус Кристус (1410-72/3) — еще один мистический, чуткий и чувствительный фламандский мастер. Он был последователем ван Эйка (возможно, у него учился). Кроме того, Петрус Кристус был определенно знаком с искусством Антонелло да Мессины, влияние которого тоже отразилось на его творчестве.
Поэтому стиль Кристуса можно было бы назвать «итальянизированным» стилем ван Эйка. Крошечная картина «Муж Скорбей» из Бирмингема изображает распятого Христа в терновом венце, указывающего на три свои раны. По сторонам от него два ангела, один с лилией, другой с мечом, символизируют невинность и вину.
Это Страшный Суд, где каждому придется предстать перед Судией. Картина заставляет задуматься о смысле Страстей.