Тьеполо и итальянское рококо
В Италии в стиле рококо тоже работали великие художники, особенно в Венеции, среди искрящихся вод. В творчестве главного представителя этого стиля Джамбатисты Тьеполо (1696-1770) декоративная живость и сияющий колорит венецианской традиции достигают кульминации. Он обладает прирожденным радостным воображением и непревзойденной способностью к визуальным эффектам. Большинство лучших работ Тьеполо — фрески. Он покрывает огромные плоскости грандиозными парящими композициями.
Некоторые работы, снятые с плафонов и просто висящие на стенах музеев, сильно проигрывают. Но великолепный плафон венецианского музея Редзонико до сих пор остается на месте. Он был расписан в честь бракосочетания представителей двух венецианских княжеских домов, Лодовико Редзонико и Фаустины Саворньян, которое Тьеполо запечатлел в виде очаровательной аллегории.
Жених Лодовико с надеждой рвется вперед, рядом с ним лев Св. Марка, высоко вздымается стяг с изображением двух слитых вместе щитов. Бог Солнца Аполлон мчит в колеснице застенчивую невесту. Трубит в трубу Слава, ликуют богини, путти, птицы; наполовину виднеющаяся вдали богиня плодородия приоткрывает личико младенца, который будет зачат.
Зеркало будущего еще пустует, по торжественное произведение Тьеполо внушает уверенность, что впереди героев ждет только слава. Мотив колесницы Аполлона, запряженной конями, Тьеполо перенес в эту композицию с плафона императорского зала епископского дворца в Вюрцбурге, своего же шедевра, написанного в 1750-53 годах.
Мифологические картины Тьеполо столь же лучезарны. По поводу одной из них, позже получившей название «Обращение царицы Зенобии к своим солдатам», высказывается масса догадок. Сегодня известно, что она была заказана венецианским семейством Зенобиа, а изображенная в картине женщина в шлеме — царица Зснобия.
Эта могущественная правительница Пальмиры жила в III в., но не обязательно знать историю, чтобы оценить всю мощь композиции. Тьеполо с блистательной силой противопоставляет мужской и женский характеры, только вкладывает в это противопоставление смысл, соответствующий представлениям XVIII века.
Женщина распоряжается, а мужчины покорно слушают. Царица энергичная, всемогущая, а высокие сильные воины пассивно ждут ее приказаний. Яркое, остроумное и абсолютно серьезное произведение.