Тициан: «современный» художник
Тициан (Тициано Вечеллио, ок. 1488-1567), преемник Джорджоне, прожил, в отличие от Джорджоне и Рафаэля, необычайно долгую жизнь. Наряду с Рембрандтом и Матиссом, он стал одним из тех художников, которым посчастливилось жить и работать до глубокой старости, на каждом этапе меняя и совершенствуя стиль. Ранние произведения Тициана прекрасны, а поздние — несравненны. До совместной работы с Джорджоне он провел какое-то время в мастерской Джованни Беллини.
Идеальное владение Беллини техникой письма маслом, преобразившей живописное искусство Венеции, сыграло в творчестве Тициана, а значит, и в последующей эволюции западной живописи, колоссальную роль. Именно в произведениях Тициана возникает современная живописная свобода: в отличие от повествовательного искусства, сам красочный материал становится средством выражения Из всех великих художников Ренессанса именно Тициану принадлежит важнейшая роль. Если прежние живописцы сначала осваивали ювелирное ремесло, то он посвятил себя только живописи, став предшественником современных мастеров.
«Явление Христа Марии Магдалине» демонстрирует, с каким наслаждением Тициан писал пылкую Магдалину в роскошном, пышном одеянии, и сдержанного Христа, с бесконечным изяществом отстранившегося от нее. Воскресший Христос почти танцует, Магдалина тяжело приникает к земле. Деревце символизирует начало новой жизни, а огромный, простирающийся до голубых холмов, далекий светлый мир предоставляет Марии Магдалине право сделать собственный выбор.
В картине чувствуется одиночество и присущая Джорджоне тоска по ушедшей в прошлое поэзии. Но в целом она полна земной жизненной силы.