Церкви - В тренде АВТОновинок

Церкви

Церкви

Интересная находка зодчего, возведшею костел базилиан в Вольно,- контрфорсы главного фасада. Но это не те готически жесткие и стремительно направленные вверх конструктивные элементы. Их конструктивное назначение скрыто пластичностью ступенчатой формы, мягким и плавным рисунком контуров. Благодаря их использованию здание имеет исполинский цоколь, логически несущий своими уступами всю массу фасадной стены, которая как бы вырастает из земли н устремляется в небесную бесконечность. Не имея конструктивной необходимости, эти могучие уступы убеждают зрителя в мощи и устойчивости пластины фасада, создают остроту контраста массивной конструкции с ажуром орнаментальной лепнины и легковесностью вогнуто-выпуклых завершающих куполов. Это, пожалуй, единственный пример, когда зодчий рококо прибегает к столь диаметральному художественно-стилевому компромиссу.

С углового ракурса впечатление ярусности, перетекаемости, волнистости и пластичной насыщенности архитектуры Вольновского костела еще более усиливается. В композиции сооружения подчеркнута вертикальная устремленность легких боковых башен главного фасада. Особенно затейливо решено их завершение — граненые многоярусные фигурные купола с фонариками, пластически обогащенные люкарнами и волютами. Появление вместо массивных четырехгранных башен стройных и легких вертикальных доминант, фигурного щита между ними, организация сложного ритма колонн и слоистых пилястр, украшение нишами, лепниной, изогнутыми карнизами придали зданию по готически подчеркнутое стремительное движение вверх. Фасад, как легкая ширма, скрывал за собой барочную монументальность берущей начало еще с эпохи Возрождения трехнефной базилики с прямоугольной в плане апсидой, сакристиями и трансептом. Конструктивный костяк фасада как бы облачен в тесно облегающий его утонченный пластико-декоративный наряд. Горельефное панно над входом — результат неисчерпаемой фантазии, сплетающей воинские доспехи, геральдику, акантовую орнаментику в единое художественное целое. Наиболее просто решен нижний ярус, основным акцентом которого является входной портал. Ярус завершен карнизным поясом с расположенным над ним широким разорванным фронтоном. В разрыве над ним, значительно выступая из плоскости фасада, находится декорированный наличник оконного проема. Вся плоскость второго яруса рельефно раскрепована пилястрами и выгнута в боковых частях.

Рокайльное перевоплощение произошло с Троицким костелом в Глубоком (1764-1782). В результате перестройки в 1902-1908 гг. архитектором Ю. Заро здание утратило характерную орнаментику, но сохранило присущую архитектуре этого периода композиционную трактовку. Первоначально здание было решено в крупных монументальных формах в стиле позднего барокко и представляло собой однонефный с большой полуциркульной апсидой храм. Основную композиционную нагрузку нес главный фасад, наделенный насыщенной полнокровной барочной пластикой. Его плоскость фланкировали две невысокие башни. Вместе с центральным фигурным фронтоном он имел вытянутые вертикальные пропорции и тонкую силуэтную прорисовку. Во время перестройки к основному храму были добавлены боковые нефы, трансепт и сакристия. Архитектурному и художественно-декоративному переосмыслению подвергся и костел в Дятлово. Возведенный в историческом центре города в 1646 г. в стиле барокко монументальный храм через столетние (к 1751 г.) был реконструирован: главный фасад и интерьер получили ярко выраженную рокайльную трактовку. В результате барочная энергия архитектурного объема уступила место легкому, почти готическому стремлению вверх облегченных архитектурных масс. Особое внимание зодчий уделил решению главного фасада, Стройный, динамично струящийся, он выполнен как своеобразная театральная кулиса, которая, мягко изгибаясь, легко взлетает ввысь двумя стройными башнями, надстроенными и увенчанными гранеными главками.

Их неудержимое стремление вверх подготовлено динамичным движением масс нижней части здания. Прихотливо изрезанный фигурный щит между башнями не только скрывал элементарную геометричность крыши, но и сообщал фасадной плоскости ажурный силуэт, лишенный прямолинейности, но обогащенный мягкой кривизной, плавностью пластических переходов. И сама плоскость фасада не остается ровной, а крепуется центральным ризалитом, обилием пилястр, ниш, скульптурным порталом входа.

Рококо проявило себя не только в живописной пластичности и скульптурности, высоком декоративизмс архитектурных масс культовых построек. Архитекторы продолжали поиск идеальной пропорциональности, визуальной легкости и вертикальной устремленности сооружений. Эти художественные изыскания увенчались успехом в решении Крестовоздвиженской церкви Жировичского монастыря базилиан (1769). В ее архитектуре торжествуют идеальная пропорциональность, динамичность, живописность и тонкая пластичность. Камерный по масштабу однонефный объем церкви переходит в стремительный, неудержимый взлет тонкой и изящной колокольни. Шедевр архитектуры рококо Крестовоздвиженская церковь — блистательный пример использования рельефа местности, призванного здесь не менее архитектурной пластики содействовать взлету неповторимого произведения зодчества. Возведение церкви на береговом речном холме, на который ведет протяженный подъем по его склону, диктовалось и тем, что паломнические храмы кальварии традиционно располагались на возвышении рельефа местности, что вместе с архитектурой и иллюзорно-перспективным оформлением интерьера имитировало «мученическое» восхождение мифического Христа на Голгофу — к месту своего библейского распятия. Вместо мощной барочной пластины лицевой плоскости здесь насыщенный легкими, динамичными и утонченными архитектурными формами и графикой фасад.

Обработанная филигранной профилировкой и завершенная фигурным куполом колокольня утрачивает реальную весомость конструкции. Стремительный взлет колокольни «поддерживается» аналогичной, но меньшей по масштабу стройной фигурной башенкой утонченно пластичного очертания над тыльным фасадом. Сооружение восхищает изяществом пропорций, небывалой новизной ритмов, эффектностью утонченной архитектурной пластики, выразительностью тонко прочувствованного изящного и стройного силуэта и общим торжественно-радостным настроением. Все это позволяет причислить постройку к наиболее гармоничным творениям культовой архитектуры рококо в Белоруссии.