Умиротворенность Мемлинга
В произведениях ван дер Гуса, отличавшегося могучим воображением, серьезность ван Эйка сочетается с эмоциональной напряженностью ван дер Вейдепа. Подобной силы явно лишены работы других фламандцев вроде Герарда Давида и Ганса Мемлинга (ок. 1430/35-94), возможно, учившегося в мастерской ван дер Вейдена, но впитавшего также влияние Дирка Боутса, последователя ван Эйка. Уроженец Германии, Мемлингжил и работал во фламандском городе Брюгге. Тонкий художник, Мемлинг спокойно созерцает окружающий мир и заставляет зрителя разделять его чувства.
«Портрет мужчины со стрелой» зачаровывает мгновенно. Существуют разные предположения насчет смысла стрелы, но что-то в мягком, спокойно-сосредоточенном выражении лица не позволяет признать мужчину солдатом. Перед нами человек благородный, гуманный, обладающий твердым характером.
Чем дольше разглядываешь этот шедевр, тем сильнее проникаешься его значительностью и глубиной. Потрясающе контрастируют с этим портретом произведения современника Мемлинга, Босха, где часто встречаются злобные лица, искаженные затаенной ненавистью.