Упоение красотой
Карло Кривелли (1430/5 — ок. 1495) тоже принадлежит к семейству венецианских художников. Манера его письма, столь же резкая, четкая, как у Антонелло да Мессина, по тонкие жесткие очертания выписаны почти в маньеристском изысканном стиле. Кривелли особенно интересуют внешние атрибуты, доведенные до совершенства, — отчасти, может быть, под фламандским влиянием Антонелло, — по не истинная духовность (как ни странно, он писал исключительно религиозные сюжеты). Художник преуспел в изображении реальных предметов; он нас восхищает округлостью персика, угловатым завитком камчатной ткани, завораживает восхитительной роскошью, но, взявшись за духовный сюжет, порой разочаровывает.
«Мадонна с Младенцем на троне с донатором» гордо возвышается с таким изяществом и благородством (взглянем на ручки трона в виде дракона: укрощенное чудовище на службе религии), что трудно заметить крошечного коленопреклоненного заказчика. Он абсолютно не интересует художника, которого занимает не святость, не молитвы, а изощренное сопоставление и взаимодействие форм. Чима да Конельяно (Джованни Баттиста Чима, ок. 1459/60-1517/18) всю жизнь прожил в окрестностях Венеции, в провинциальном городке Конельяно, в честь которого и получил свое прозвище.
Огромнейшее влияние на его творчество оказал Мантенья, а в ранние годы — Джованни Беллини. Чима не великий художник, стиль его практически не развивался, но работы его привлекают наивностью и непосредственностью, соразмерностью, виртуозным письмом. Прекрасный пример — «Св. Елена».
Высокая, статная, она высится на фоне зеленых холмов между тонким крестом и живым стройным деревом. На вершинах холмов разбросаны городки, жизнь которых навсегда изменил найденный ею Животворящий Крест, пусть даже об этом свидетельствует лишь апокриф. Не случайно фигура ее так крупна.
Масштабность, царственность, строгая сдержанность образа придают смысл картине.