Ван дер Вейден
Рогир ван дер Вейден (1399/1400-64) — еще один гигант, представляющий северную традицию, ученик ван Эйка и Кампена. Начав писать сравнительно поздно (к 30 годам), он добился большого успеха, возглавив крупную мастерскую со множеством помощников. Признание его работ при дворе Филиппа Доброго, герцога Бургундского, гарантировало стилю ван дер Вейдена долгую популярность и широкую славу.
Ван дер Вейден — мастер изображения человеческих чувств. Это, пожалуй, лучше всего подтверждает «Снятие с креста».
Сюжет изначально эмоционален: любая смерть потрясает, тем более молодого мулсчины, казненного в полном расцвете своих сил; не говоря уж о том, что этот молодой мужчина — Христос. Но ни один художник еще не писал эту сцену с таким торжественным пафосом, как ван дер Вейден.
Скорбящие святые располагаются на плоскости подобно грандиозному скульптурному фризу. Позе Христа вторит поза Богоматери: Он падает с креста, физически лишенный жизни; она падает наземь, лишенная чувств.
Ван дер Вейден изображает самые разнообразные проявления горя, от сдержанной скорби Св. Иоанна до печальной отрешенности Марии Магдалины, написанной в поразительном колорите, сочетающем красные, бледно-желтые и лиловые оттенки. Но художник держит чувства под контролем. Все происходящее абсолютно достоверно, и зритель испытывает одновременно восторг и боль сопереживания.