Весомое искусство Мантеньи
Есть что-то от молчаливой монументальности Пьеро делла Франческа в творчестве Андрея Мантеньи (1431 — 1506), первого великого живописца Северной Италии. Он принадлежит к флорентийской школе в том смысле, что в его работах отразилось флорентийское пристрастие к научным спорам и классике, но одновременно он остается ведущим художником Северной Италии и близлежащей Венеции. Впервые о нем услышали как о юноше из Падуи, пытавшемся через суд освободиться из-под опеки своего учителя и приемного отца Якопо Скварчоне.
Насколько известно, Мантенья в первую очередь желал свободы и одиночества, поэтому вполне естественным выглядит его стремление обрести законную независимость и взяться за создание фресок на стенах капеллы Эремитани. Хотя во время Второй мировой войны почти все они погибли или получили повреждения, сохранившиеся свидетельствуют об оригинальности живописи Мантеньи.
Ирония заключается в том, что он прославился не оригинальностью, а жестким консерватизмом, отказавшись от зарождавшихся в венецианском искусстве более свободных живописных тенденций. Возможно, Мантенье пошло на пользу обучение у Скварчоне, обладавшего непревзойденной коллекцией античных рисунков, но его почти скульптурный живописный стиль скорее свидетельствует о влиянии творчества Донателло.
Многие работы Мантеньи напоминают живописный рельеф, подобный произведениям Донателло и Гиберти. Искусство Мантеньи сурово, монументально, тщательно продумано.
Но тем более поразительно, что художник изо всех сил старался избежать выражения глубоких и тонких переживаний. Покинув Падую, Мантенья стал придворным художником в Мантуе и написал самое знаменитое свое произведение — «Успение Богоматери», где все страстные переживания словно замерли. Апостолы собрались у одра, охваченные горем.
Богоматерь изображена предельно сдержанно, с глубоким почтением к смерти. Драма происходит на фоне пейзажа, открывающегося за распахнутым окном.
Спокойная вода и крепостные валы словно сулят человеку защиту; безмятежное солнце проливает тихий свет на озера, дворцы, священнослужителей и усопшую Богоматерь. Четкость композиции, свободное и ритмическое сочетание форм и линий, строгий и жесткий реализм образов в творчестве Мантеньи образуют обобщенный синтетический стиль, предвещающий искусство Высокого Возрождения.