Высокохудожественные произведения - В тренде АВТОновинок

Высокохудожественные произведения

Высокохудожественные произведения

Другой тип керамики фарфор также получи широкую реализацию в оформлении дворцового интерьера. Высокохудожественные произведения из этого идеального и благородного для воплощения рокайльной художественной системы материала отличаются особо изощренной формой, декоративностью, извилистостью контуров, свежестью и многообразием мягких тональных переходов. И если массовое производство традиционно занималось изготовленном глазурованной глиняной посуды и удовлетворяло потребности широких слоев населения, то высокопрофессиональное искусство керамики полностью переходит на мануфактурное производство фаянса. И речь идет не только об утилитарной посуде, по и о художественных произведениях. Резко возросшая подробность в изделиях из фарфора создавала благоприятные условия для развития местного, так называемого целинного производства.

С созданием в 1710 г. мануфактуры в Мейсене (Саксония) тайна производства настоящей фарфоровой массы, открытая И. Ф.. Бётгором около 1709 г., за высокую плату становится доступной для других страп. Аналогичные мануфактуры основываются в Вене, Берлине, Севре под Парижем. В Варшаве с 1731 г. действуют филиалы мейсенского фарфорового производства, а также его «магазины», что обеспечило более раннее возникновение производства фарфора в Речи Посполитой, нежели в России.138, где оно открылось около 1760-х годов после научного описания гжельских глин в 1749 г. Д. И. Виноградовым.

В середине XVITI в. в Европе преобладало майоликовое производство посуды, пытавшееся внешне имитировать дорогой, вожделенный для аристократии привозной китайский фарфор, секрет изготовления которого долгое время оставался неизвестен. Продукция европейских керамических мануфактур, в основном используя давно известную технику итальянской майолики с сине-белой росписью по сырой эмали, имитировала китайский фарфор. Заметное влияние высоко ценимой китайской посуды испытывает даже мейсепское предприятие «живописного» периода его деятельности (1720-1735). Поскольку первому знакомству с фарфором Европа обязана Китаю, то сервизная посуда, изготавливаемая из фаянса и фарфора, получила первоначально название ценинной. Архаичное определение «ценинный» явилось не совсем точной, чисто народной русской транскрипцией слова «chine» (европейское название Китая). Долгое время этим термином определялась фаянсовая продукция и белорусских «фарфуреп».

С середины XVIII  владельцы крупных земельных латифундии и Великом княжестве Литовском предпринимают попытки создания собственных фаянсовых мануфактур.

К 10-м годам XVIII в. наладила производство керамики и подмосковная мануфактура в Гжели, мастера которой сообщали своим высокохудожественным произведениям не только утонченное изящество формы, но и своеобразную орнаментацию. В усложненных по пластической трактовке предметах русского фарфорового и фаянсового производства ощущается подражание изделиям из Мейсена и Севра, которые в огромных количествах экспортировались в Россию.

В скором времени продукция русских мануфактур стала не только атрибутом знатных дворов, но и желанным экспонатом истинных ценителей искусства. Произведения русских мастеров фарфора попадали и в Белоруссию. Скрещенные мечи на дне фарфоровой супницы из экспозиции Государственного музея БССР позволяют датировать ее серединой XVIII в. и отнести к русскому, так называемому «гарднеровскому» фарфору. Ленной ангелочек с рогом изобилия, полихромная роспись цветов и экзотических птиц изобличают превосходного мастера.

Предприятия Радзивиллов в Свержеии и Кореличах, М. К. Огинского в Телеханах не ограничивались выпуском утилитарно-функциональной бытовой продукции и мелкой фигурной пластики. Здесь создавались высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства. Документы Сверженской «фарфурни» указывают на скульптурную пластику, предназначенную для украшения костельных алтарей. Здесь были изготовлены шесть уникальных фаянсовых алтарей для усадебной часовни в Альбе, бюсты древних философов для Несвижского замка. Реестр Сверженской мануфактуры свидетельствует о господстве стиля рококо в художественной продукции керамистов.

В реестрах Сверженской мануфактуры фигурируют сервизы, насчитывающие свыше 90 предметов, обилие мелкой скульптурной пластики, также предназначенной для украшения и сервировки стола. Именно в эпоху рококо была раскрыта интимная прелесть и очарование керамической игрушки. Среди дошедших до нашего времени образцов — оригинальная и неповторимая, грациозная миниатюрная солонка из экспозиции Государственного музея БССР.

Достижения искусства рококо особенно впечатляюще проявились в миниатюрных фарфоровых формах, тесно связанных с бытом. Именно в этой сфере искусство завитка и орнамента воплотилось особенно цельно и ярко, совершило свои наиболее впечатляющие открытия и находки в формообразовании и декоре, достигло наивысшего развития и художественного совершенства. Формы эти созданы человеческой мыслью, в натуре их нет. Мастер словно стремится превзойти многообразие природных форм. Они исключительны и абстрактны.