Замена масла в автоматической коробке автомобиля «Фольксваген Джетта»
Нормальный пробег до капитального ремонта агрегата составляет 200 тысяч км. Сокращение промежутка замены масла увеличивает «живучесть» агрегата в 1,2-1,5 раза.
Автоматические трансмиссии (коробки переключения передач, КПП), которыми оснащали VW Jetta 6, очень чувствительны к чистоте и качеству трансмиссионной жидкости. Поэтому замена масла в АКПП «Фольксвагена Джетты» продлевает срок службы этого агрегата, а также обеспечивает его бесперебойную и правильную работу.
Как работает автоматическая трансмиссия
Основу автоматической коробки составляют несколько последовательно установленных планетарных передач, каждая из которых оснащена необходимыми для ее работы фрикционами. Отличие планетарной передачи от обычного шестеренчатого редуктора в том, что у последнего коэффициент передачи неизменен, тогда как у первой он зависит от того, какой именно элемент будет неподвижен. Включая те или иные фрикционы добиваются необходимого коэффициента передачи, соответствующего той или иной скорости.
Фрикцион АКПП – это несколько стальных колец, часть их которых оснащены фрикционными накладками.
Оба вида колец присоединены либо к блокируемой части редуктора, либо к корпусу или промежуточному валу. Когда фрикцион заблокирован, то вращение этой части редуктора прекращается, что меняет его передаточное число. Такой же принцип реализован на блокировке вращения вала (режим нейтральной передачи) и во время стоянки (режим паркинг).
Сжимают фрикционы гидроцилиндры, расположенные в гидроблоке, который, в свою очередь, подчинен электронному блоку управления (ЭБУ). Кроме того, работу гидроблока, а значит и всей АКПП, обеспечивает встроенный насос, создающий давление, необходимое для работы гидроцилиндров.
Между коробкой и двигателем установлен гидротрансформатор (ГТ), который частично выполняет функции сцепления и вариатора. Когда машина стоит на нейтральной скорости при работающем моторе, ГТ частично передает крутящий момент от вала двигателя трансмиссии. Но первый фрикцион коробки блокирует вращение ее вала, благодаря чему мотор не приводит машину в движение. Когда водитель с помощью рычага КП выбирает любой режим движения, то первый фрикцион отключается.
Затем водитель нажимает на газ, и ЭБУ определяет оптимальную передачу, подавая соответствующий сигнал на гидроблок. По мере набора скорости ЭБУ подает сигналы о включении следующих передач. То же самое происходит и во время кикдауна, но включаются пониженные скорости.
Какую роль играет масло
В отличие от обычной механической коробки передач, где трансмиссионная жидкость только смазывает и охлаждает, масло АКПП «Джетты 6» более многофункционально. Ведь для этого агрегата оно является еще и гидравлической жидкостью, обеспечивающей работу всего гидроблока.
Насос создает давление жидкости в системе, а клапаны направляют трансмиссионку к тому или иному гидроцилиндру, обеспечивая включение необходимого пакета фрикционов.
Что портит трансмиссионку
Если водитель ездит аккуратно и неспешно, избегая высоких скоростей и резких ускорений, то основным фактором, влияющим на срок службы масла, становится окисление его основы. Ведь картер КПП через сапун связан с атмосферой, а значит, во время работы через него выходят пары масла, но после охлаждения агрегата через это отверстие внутрь проникает свежий воздух, содержащий кислород. Во время даже неспешного движения масло нагревается до температуры, превышающей 100 градусов, поэтому молекулы основы смешиваются с кислородом, образуя нерастворимые отложения.
Еще одним фактором, проявляющимся лишь в северных регионах, является сочетание высокой влажности и сильных перепадов температур. Во время езды проникший в картер воздух нагревается, но корпус трансмиссии все еще холодный, из-за чего на его внутренней поверхности оседает конденсат, который стекает прямо в масло. Сначала это не оказывает влияния на трансмиссионную жидкость, но со временем, когда количество воды увеличивается, происходит образование эмульсии, меняющей гидравлические параметры масла.
Также со временем в смазку попадает металлическая пыль, появляющаяся из-за трения шестеренок. Чем выше нагрузка на автомобиль, тем больше получится пыли. Если же водитель любит резкие разгоны или транспортирует полностью загруженный прицеп, то возрастает износ фрикционных накладок, поэтому они горят. Во время горения накладка окисляется – с нее не только сыпется пыль, но и откалываются небольшие кусочки.
Все это меняет свойства трансмиссионной жидкости, что, в свою очередь, нарушает работу гидроблока.
Когда менять масло
Производитель трансмиссии (японская компания Aisin) рекомендует проводить замену масла в АКПП «Фольксваген Джетта» с установкой нового фильтра каждые 60 тысяч км.
Но это относится только к эксплуатации машины в идеальных условиях, то есть езде без пробок и резких ускорений или транспортировки грузов.
В российских условиях даже при бережной эксплуатации машины, пробег лучше сократить на четверть. Если же машина работает в режиме высоких нагрузок, пробег желательно сократить в 2-3 раза. Такой подход вынуждает владельца машины больше тратиться на замену масла в АКПП «Фольксваген Джетта 6», но поможет увеличить ресурс коробки и серьезно сэкономить на ее ремонте.
Нормальный пробег до капитального ремонта агрегата составляет 200 тысяч км. Сокращение промежутка замены масла увеличивает «живучесть» агрегата в 1,2-1,5 раза. Если же машину используют в тяжелых условиях, но трансмиссионную жидкость меняют согласно регламенту, то ремонт потребуется уже через 120-160 тысяч км, причем обойдется он заметно дороже. Ведь при нормальной эксплуатации часть деталей к моменту ремонта еще в неплохом состоянии, тогда как при использовании «на износ» замены или восстановления требуют все компоненты.
Какие АКПП ставили на «Джетту»
На Jetta устанавливали трансмиссию TF-60SN от японского производителя Aisin (она же VAG 09G) в двух модификациях, которые отличались лишь мелкими деталями. В 2014 году выпуск устаревшего варианта трансмиссии прекратили, провели ее модернизацию и появился новый агрегат под тем же названием. Эта коробка является классическим шестиступенчатым гидроавтоматом, поэтому сохранила все положительные качества, свойственные такому типу автоматических коробок. Их не без оснований называют «неубиваемыми». При бережном использовании срок службы заметно превышает 200 тысяч км.
Автоматические трансмиссии ставили только на автомобили с двигателем 1,6 л. «Джетту» с мотором 1,4 л комплектовали другими коробками, механикой и DSG.
Замена масла
Чтобы замена масла в АКПП «Джетты 6» прошла успешно, необходимо заранее подготовиться. Потребуется:
- трансмиссионное масло, соответствующее допускам Toyota ATF Type T-IV или VAG G055025A2;
- фильтр (09G325429 или 09G325429A, подбирайте по VIN-коду машины);
- прокладка поддона 09G 321 370;
- сливная пробка WHT 000 310 A (можно менять не каждый раз);
- уплотнительное кольцо 09D 321 181 B;
- болты поддона M6x1x21 WHT 000 309 – 8 шт., можно менять не каждый раз, ориентируйтесь на их состояние.
Почти все расходники подходят для обоих типов коробок, исключение составляет лишь масляный фильтр. Несмотря на то, что даже неподходящий можно «приколхозить», не занимайтесь самодеятельностью, а ставьте то, что подходит именно для вашей машины.
Помните! Для «Фольксвагена Джетты» масло в АКПП выбирают только по допуску производителя, причем ориентироваться можно как на номер VAG, так и на данные Aisin (Toyota), ведь это их совместная разработка.
Виды замены масла
Существует 3 вида замены масла в АКПП «Фольксвагена Джетты»:
- одинарный;
- двойной;
- полный.
Одинарный, он же частичный способ замены масла в АКПП «Джетты 6»заключается в:
- сливе части отработанной трансмиссионной жидкости;
- замене фильтра;
- замене прокладки поддона;
- заливке новой смазки.
Этот способ подходит для профилактики поломок агрегата, поэтому его желательно выполнять через каждые 15-20 тысяч км. Двойной способ проводят так же, как частичный, но с промежутком в несколько минут для запуска двигателя. Это повышает эффективность удаления отработки, а значит, масло становится более чистым и близким к состоянию нового.
Полная замена масла в коробке автомат «Фольксвагена Джетты» возможна лишь на специальном стенде, поэтому ее проводят только станции техобслуживания.
Оборудование и инструменты
Чтобы поменять трансмиссионную жидкость, потребуются:
- яма или эстакада;
- противооткатные башмаки (подойдет обычный кирпич);
- стандартный набор слесарных инструментов (различные ключи и отвертки);
- ключ-шестигранник на 5;
- емкость для слива отработки;
- заливная система VAS 6262 (полный комплект, со всеми переходниками).
Все инструменты, за исключением заливной системы, можно найти в любом гараже или ближайшем автомагазине, но систему придется приобретать на заказ у дилеров Volkswagen.
Порядок действий
Чтобы поменять трансмиссионную жидкость, действуйте так:
- Прогрейте коробку до температуры 35 градусов. Для этого совершите небольшую поездку или оставьте машину работать на холостых оборотах, нагрев отслеживайте с помощью штатных средств диагностики.
- Закатите автомобиль на яму или эстакаду, затем подоприте башмаком.
- Снимите защиту двигателя.
- Подставьте емкость.
- Выкрутите сливную пробку, затем трубку уровня, потребуется шестигранник на 5.
- Дождитесь слива отработки.
- Выкрутите болты поддона, снимите его и слейте остатки жидкости.
- Выкрутите болты фильтра и замените его. Помните, он прикреплен к агрегату болтами разной длины, поэтому не перепутайте их.
- Осмотрите поддон, если он чистый, коробка в хорошем состоянии. Если же на дне много сажи и металлической пыли, то у агрегата серьезный износ. Стружка на дне поддона говорит о том, что АКПП срочно необходим ремонт, ведь она может в любой момент сломаться.
- Очистите поддон, замените прокладку и поставьте его на место.
- Вкрутите трубку уровня.
- Соберите заливную систему VAS 6262 и вкрутите один переходник в сливное отверстие, а другой накрутите на канистру с новым маслом.
- Поднимите канистру повыше и залейте новую трансмиссионку (приблизительный объем жидкости – 3,5 л).
- Выкрутите заливную систему из заливного отверстия. Если масло потекло, дождитесь его слива и закрутите, не сильно затягивая, пробку. Если же масло не потекло, долейте еще 100-400 мл, затем выкрутите систему и дождитесь окончания слива трансмиссионной жидкости.
- Заведите двигатель и прогрейте АКПП до температуры 30 градусов.
- Заглушите мотор и выкрутите пробку сливного отверстия.
- Дождитесь, когда масло перестанет капать, затем наденьте новый уплотнитель на новую пробку и вкрутите ее в отверстие.
- Протрите следы масла чистой тряпкой.
- Поставьте на место защиту двигателя.
На этом замена масла в АКПП «Фольксвагена Джетты» завершена – машина готова к использованию.
Заключение
Седан VW Jetta зарекомендовал себя как очень надежный и технически совершенный автомобиль, что и не удивительно, ведь он является дальнейшим развитием легендарного «Фольксвагена Гольфа». Однако надежность во многом зависит от соблюдения процедуры обслуживания, в том числе замены масла в АКПП. Теперь вы знаете, почему и как необходимо выполнять эту операцию, а также какие инструменты и расходные материалы понадобятся во время работы.