Земной стиль Буше
Ватто сменяет Франсуа Буше (1703-70) с его не столь волшебным, а земным, полным жизни искусством. Может быть, свою роль тут сыграло крепкое здоровье этого художника по сравнению с хрупким Ватто. Буше — истинный мастер лишенного торжественности стиля рококо. Он ярче, чем Ватто, продемонстрировал присущую этому стилю декоративность.
Однако, при всей декоративности, соблазнительные дамы Буше, мило выставляющие на обозрение обнаженные прелести, не тривиальны. В лучших работах чувствуется восхищение мастера женским телом, округлым, беззащитным, чистым и невинным.
Искусство Буше гораздо значительнее, чем кажется на первый взгляд. Он прославляет мир и в картинах, подобных шедевру «Купание Дианы», воспевает не только прекрасную богиню с прислужницей, но и укрощенную дикую природу, превратившуюся в культурный ландшафт. В начале XX в. Буше совсем не ценили, считая простым декоратором, очаровательным, но не слишком содержательным живописцем.
Действительно, его произведения не отвечают современным вкусам, особенно феминистским. Однако когда проницательный взор постигает искрение уважительный дух его произведений, критическая оценка меняется.
Художник всей душой отзывается на созидательную красоту во всех ее проявлениях, с одинаковой любовью изображая собак, нимф, речные берега. Буше никогда не кокетничает, он, как и Рубенс, склоняется тихо выплывает на полотне.
Обнаженная богиня и трос голеньких детишек чем-то напоминают пушистых птиц, гнездящихся в тростнике. Здесь нет и не должно быть ничего реального.
Абсолютно реально только наслаждение идеальной красотой, и поэтому произведения мастера — не простая банальность.