Живопись и графика
В 1730-х годах в аристократических кругах Белоруссии, как и в России при правлении Елизаветы Петровны, была чрезвычайно распространена мода на курение и нюхание табака. Появляется множество «пашквильных» табакерок («табакотерок»). В придворных кругах получили хождение различного рода коробочки для курительного табака, украшенные пикантными, а порой и непристойными изображениями, адресованными тому или иному оскандалившемуся в придворных кругах аристократу 165. Эти маленькие шедевры декоративно-прикладного искусства являлись воплощением не только изысканного вкуса рококо, но и всеобщей скептической оценки действительности и «сильных мира сего».
Вновь входит в молу условный язык цветов, имеющий значение при составлении букетов. Цветы становятся не только господствующей темой орнаментальных кружев, но и атрибутом аристократического общения. Формируется целый лексикой «языка цветов», которым можно было выражать сокровенно-интимные чувства, симпатии и антипатии, тонкий намек и конкретное, не высказываемое открыто предложение. Картина французского художника Г. Ригуада, изображающая будущую жену вилепского каштеляна К. Чарторыйского и ее отца (1693), имела символический характер, заключенный в цветочном антураже: ростки мака — сон и забвение прошедших забот, ветки цветущего апельсина — счастливое супружество.
Идейно-художественное содержание оформления дворцового интерьера во многом определялось произведениями декоративной и станковой живописи. Они украшали не только королевские замки и магнатские дворцы, по широко привлекались и в отделку интерьеров шляхетских усадеб. Живопись, как и скульптура, ценилась обитателями дворцов и усадеб лишь в той мере, в какой она способствовала украшению их интерьеров, поэтому носила преимущественно декоративный, оформительский характер. Декоративная живопись использовалась главным образом в росписях потолков и стен, супрапортов и десюдепортов, панелей и филенок.
Наиболее распространенная форма живописного произведения — небольшое декоративное панно обычно круглой, овальной или причудливо изогнутой (в виде рыбьего пузыря) формы. Живописные композиции выполнялись художниками на полотне как станковые произведения, а затем вставлялись в рамы панелей, десюдепортов и сунранортов.
Тематика живописных произведений в интерьере была навеяна театром, легковесными по содержанию и веселыми по настроению сельскими пастушьими или светскими любовными мизансценами, чаще всего сентиментальными и эротическими. Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцеп с дамами, кавалерами, комедиантами, играющими путти. Привлекательность этих картин — в их тонкой художественной исполнительности, в нежном, утонченном письме, сказочном феерическом антураже. Живописцы почти вовсе не затрагивали душевных и духовных сторон изображаемой личности и заботились лишь о ее импозантности. В композициях полотей господствует тема любви или ее неразделенности, моменты ее проявления в ревности, легкой влюбленности, капризном кокетстве. Еще В. В. Стасов отмечал, что для европейской живописи середины XVIII в. были чужды реализм и правда, присущие картинам голландской школы. Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты, декоративно изысканной жизни, безмятежного быта аристократических салопов. Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далек от натуры. Художника не заботит глубокое, проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства. Природа в рокайльных картинах абстрактна, искусственно насыщена, необычайно приукрашена и романтизирована.
Для живописи рококо характерно использование системы лессировок — многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов. Пастельная цветовая гамма, светлый колорит, преобладание серебристых, розовых и голубых тонов, сияющих красноватых, золотисто-желтых оттенков, поэзия полутопов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерности и хрупкой декоративности. Формы моделируются посредством мягких неуловимых переходов света и тени, отсутствием контрастных цветосочетаний. Красный цвет сменяется розовым, синий — голубым, тепло человеческого тела — фарфоровой белизной. Цветовая гамма обладает белесостью и прозрачностью, напоминающей нанесенные на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку.
Наступившее в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намека на религиозность. Замечательным образцом подобной трактовки бытовой культовой утвари является миниатюрный складень-триптих, из экспозиции Брестского областного краеведческого музея. Эмалевые створки, расписанные па чисто светский житейский сюжет любовного характера, обрамлены узким бордюром вогнуто-выпуклой формы. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности, изяществу. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюбленных.
Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм, оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений. Вместо разума л мысли — повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. Жесты и движения персонажей сохраняют театральность и ставшую уже банальной наивно-влюбленную щепетильность. В изображаемых персонажах акцентируются удлиненность фигур и конечностей, миловидность черт. Сюжетные сценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Это произведение миниатюрной живописи, может быть, но очень глубокое по содержанию, остается привлекательным и выразительным, изысканным и простодушным. Живописная лаковая миниатюра на столике из экспозиции Военно-исторического музея им. А. В. Суворова в Кобрине представляет зрителю любовную сценку па лоне природы, в которой вполне реально воссозданы поэзия, грация и привлекательность юной любви.