Дюрер и немецкий портрет
Дюрер столь велик как художник и мыслитель, что его творчеством восхищались даже современники, причем как на севере, так и на юге. В XVI в. появились новые любители искусства — не представители высшей аристократии, а буржуа, готовые покупать картины в виде только что изобретенных гравюр на дереве. В новую эпоху возникает интерес к гуманизму, к науке, складывается книжный рынок — многие книги иллюстрируются гравюрами. Точное, глубоко проницательное искусство Дюрера представляет один тип немецкой портретной живописи; о другом можно судить по творчеству Гольбейна — мастера придворного портрета. Как бы ни впечатляли произведения других живописцев, великим художником Северного Возрождения остается немецкий мастер Альбрехт Дюрер (1471 — 1528).
О его жизни известно больше, чем о судьбах других художников того времени, благодаря сохранившимся письмам самого Дюрера и его друзей. Он много путешествовал, замечая, что за рубежом завоевал больше признания, чем дома. Если говорить об итальянском влиянии, то особенно сказалась на его творчестве венецианская школа, благодаря великому Беллини, уже состарившемуся к моменту встречи с Дюрером.
Из северных художников только один на редкость образованный Дюрер полностью воспринял и понял завязавшийся в Италии сложный диалог между научной теорией и искусством и в 1528 г. создал свою систему пропорций. Но хотя его творчество прекрасно известно, трудно проникнуть в мышление мастера.
Дюрер, видимо, сочетал высокую творческую самооценку с глубокими переживаниями по поводу неудачной личной жизни. Все его произведения полны тайным томлением, словно творчество заменяло художнику счастье.
Он женился по сговору; друзья считали нрав его жены Агнесы дурным и злобным, хотя никто не знает, какими были в действительности супружеские отношения. При всей своей внешней открытости Дюрер был замкнутым человеком, и, может быть, именно эта печальная скрытность так трогает в его произведениях. В Германии художники по-прежнему считались ремесленниками, как было принято в средневековье.
Это было абсолютно неприемлемо для Дюрера, изобразившего себя на автопортрете — втором из трех — стройным, аристократически высокомерным, даже фатоватым, почти бесстрастным молодым человеком. Дорогой стильный костюм, эффектный вид на горы за окном, намекающий на широкие горизонты, свидетельствуют, что он не считал себя ограниченным провинциалом. Мастер в первую очередь отстаивает собственное достоинство, признавая его и в других.
Даже его ранние маленькие работы значительны. «Мадонна с Младенцем», выполненная в характерной венецианской традиции «крупного кадра» — полуфигурного портрета, считалась некогда работой Беллини.
Дюрер видел в Беллини художника, претворившего идеал в действительность. Но сам он никогда до конца не верил в идеал, хотя страстно к нему стремился.
Художник наделяет Мадонну пышной нордической красотой. Младенец — курносый, с массивными скулами — держит яблоко точно так же, как Ева на знаменитой гравюре Дюрера, и эта деталь полна скрытого смысла. Младенец словно со вздохом прячет за собой украденный плод, навлекший беды на человечество, для искупления прегрешений которого он родился.
С одной стороны великолепная мраморная стена, с другой — мир с деревьями и замками. Грустный маленький Христос стоит перед выбором: либо легкая жизнь, либо трудное вознесение, а отчужденная мать, видно, мало Ему помогает. Картина прекрасна по колориту, совершенна по форме, но Дюрер всегда трогает наши сердца именно личными чувствами.
Во всем, что он изображает, чувствуются напряженные чуткие поиски внутренней истины. Отвергнув готическое искусство и философию старой Германии, Дюрер стал первым великим художником-протестантом, назвав Мартина Лютера «христианином, облегчившим мои великие тревоги».
Эти тайные тревоги, скрытое беспокойство уязвляли его гордую душу. Разумеется, любой художник-католик мог написать «Четырехапостолов», точно так же первыми запечатлев Иоанна и Петра (истинных евангельских апостолов), а потом Павла и Марка (просто учеников, которых, согласно Евангелию, Христос не призывал, хотя они стали величайшими проповедниками).
Но произведение Дюрера поражает решительно протестантским звучанием. Апостолы олицетворяют четыре разных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Дюрер постоянно интересовался медициной и психологией, в определенном смысле считая человека загадкой.
Дюрер принадлежал к венгерскому семейству золотых дел мастеров; отец его обосновался в Нюрнберге в 1455 г. Сын с уважительной чуткостью написал портрет отца в почти графической, пытливой и точной технике, создав блистательный сильный образ.