Религиозные произведения Рубенса
Рубенс пробыл какое-то время в Риме, где надолго попал под влияние своего современника Караваджо. Оно особенно заметно в его поистине барочных религиозных работах, которые создают полное ощущение физической реальности. Судить по религиозным картинам о силе личной веры художника можно не всегда, а возможно и никогда, ибо вера — неотъемлемое свойство человеческой природы.
Впрочем, известно, что Рубенс был верующим человеком и старался жить по христианским законам. Легко представить, с каким искренним чувством он писал поразительно динамичное «Снятие с креста», заимствуя у Караваджо реализм, драматический свет и следуя Микеланджело в изображении мускулистой классической фигуры мертвого Христа.
Эта поистине грандиозная композиция до сих пор висит в Антверпенском соборе, для которого ее писал Рубенс. По всей длине полотна простирается обвисшее тело — единственная неподвижная деталь, а по обе стороны от центра разворачиваются энергичные действия, образуется мощная вертикаль движений и эмоций, физически выражаются переживания. Весь свет сосредоточен на мертвом Христе.
Тяжесть падающего тела почти невыносима, эта смерть глубоко потрясает присутствующих. Скорбящие с отчаянием понимают, что после распятия Господа расстались с частью собственной жизни.