Талантливый дипломат
Казалось бы, при необычном сочетании энергичности и деликатности Рубенс не мог стать успешным политиком. Но он оказался таким гениальным, так удачно играл роль посла своей страны — испанских Нидерландов, что продвинулся в высшие политические круги. Почти все коронованные особы Европы лично знали великого Рубенса и ценили его как художника.
Поэтому на нем остановила свой выбор королева-мать Мария Медичи во время раздоров с сыном, французским королем Людовиком XIII. Людовик стал королем по достижении совершеннолетия в 1614 г., но удача ему не сопутствовала.
Мария не признавала сына дееспособным и отчаянно цеплялась за свой ста регентши. Французский двор одолевали политические проблемы, порожденные их упорным соперничеством.
Людовику пришлось сослать мать в провинцию, где она прожила до 1620 г. Вернувшись из ссылки, Мария Медичи поселилась в Люксембургском дворце, великолепном барочном здании на левом берегу Сены, и в течение следующих пяти лет занималась его меблировкой и отделкой. Королева-мать решила заказать два цикла из 48 больших картин.
Один должен был показать ее замужество и триумф власти, другой — события из жизни покойного мужа, Генриха IV, истинного героя. Однако закончен был только цикл, посвященный толстушке Марии, никогда не отличавшейся красотой. Никто, кроме Рубенса, не смог бы этого сделать.
Не уклоняясь от истины, а лишь слегка ее вуалируя, Рубенс пишет одно прекрасное полотно за другим, создавая на основе ничтожных фактов высокие произведения искусства. Классическая мифологическая композиция «Апофеоз Генриха IV и провозглашение регентства» прекрасно иллюстрирует непревзойденный метод мастера. Может быть, губы художника кривились в улыбке во время этой работы, но рука его не дрожала.
Эта прекрасная цельная животрепещущая картина стала одним из великих повествовательных произведений. Напротив «Апофеоза Генриха IV», в другом конце длинной галереи, где изначально размещался цикл, находился блистательный образец придворного портрета: «Триумф королевы».
Кроме них к прекрасным произведениям относятся «Воспитание принцессы», «Прибытие в Марселг», «Рождение дофина». Слабых работ совсем немного. «Совершеннолетие Людовика XIII», например, не совсем убедительно, что считается свидетельством застарелой вражды между официально примирившимися царственными особами.