Традиция северного пейзажа
Пейзаж — один из самых очаровательных и своеобразных жанров в северной живописи XVI в. Прежде в интерьерных композициях присутствовали лишь небольшие пейзажные детали за окнами и дверями. Но со временем чудесные виды приобрели соответствующий масштаб, превратившись как бы в огромную сцену, на которой разворачивается человеческая деятельность. Тем не менее, только Брейгель впервые продемонстрировал истинно фламандское лирическое понимание неподвластной человеку природы, изобразив ее во всей блистательной красе. Фламандский живописец Иоахим Патинир (ок. 1480 — ок. 1525) связывает мир готики и Ренессанса.
Если Ян Госсарт стал связующим звеном между югом и севером, Патинир перебросил мост между прошлым и будущим. Он обладал готическим воображением и средневековым пониманием мира — как маленького шарика в божественной длани, и вместе с тем — пророческим ощущением широты реального пейзажа.
В его творчестве заметно влияние гравюр Дюрера и книжной миниатюры. Прекрасный пример искусства Патинира — «Харои, переправляющийся через Стикс», где Ад — это воплощение войны.