Хогарт: основоположник английской традиции
Любители искусства в Англии предпочитали собственные портреты, пейзажи с изображением своих домов и поместий, виды зарубежных городов, где они побывали. По иронии судьбы первый крупный английский художник Уильям Хогарт (1697-1764) хотя и был правдивым, сильным портретистом, прославился в необычном жанре художественной сатиры, тоже любимом его соотечественниками, и, подняв его на новую высоту, создал абсолютно новый вид искусства. Энергичный и деятельный прагматик, Хогарт не слишком жаловал «итальянское» рококо, популярное в то время в Лондоне.
Будучи откровенным националистом и считая английское изобразительное искусство безнадежно провинциальным, он принялся создавать первые в Англии художественные институты. Именно благодаря Хогарту в искусстве сложилась истинно британская традиция, пришедшая не с континента, а отражающая именно британский образ жизни. Он создал новый тип портрета, изображая представителей среднего класса в стиле, принятом раньше только в портретах аристократии, и со своим острым чувством абсурдного неизбежно обратился к сатире — удобному и заманчивому способу прокомментировать общественные явления, трактуя сюжеты как театральные сценки.
«Сцена из «Оперы нищих» взята из знаменитой сатирической пьесы Джона Гея, написанной в 1728 г. Капитан Макхит, разбойник с большой дороги, величественно громоздится в центре, а две его возлюбленные умоляют жестоких отцов. Художник получает огромное удовольствие от двусмысленной сатиры, где хорошее и плохое — совсем не то, что так выглядит, а мужчина влюблен в двух женщин. Это остроумный Хогарт, но есть у него и глубокие произведения.
«Дети Грэм» способны выдержать сравнение с работами великого Веласкеса по непосредственности схваченного конкретного момента. Радостно улыбаются дети с кошкой и с птичкой в клетке.
Не с первого взгляда, а лишь внимательно присмотревшись, начинаешь осознавать глубокий смысл этой сцены: охваченная страстью кошка нацелилась на птичку, дети слушают громкое чириканье, словно музыку, не понимая отчаянной просьбы о помощи. Только младенец видит готовую к прыжку кошку, по ничего не понимает. Хогарт изображает невинность в опасности, тень которой падает и на смеющихся детей.