Франция: возвращение к классике
Голландские художники любили пейзаж и мастерски его писали, но великими пейзажистами XVII в. стали французы. Первое место среди них принадлежит Никола Пуссену и Клоду Лоррену. Оба жили в Италии, работали под глубоким влиянием итальянского классицизма, хотя во всем прочем это совершенно разные мастера.
В первой половине XVII в. Рим, центр барочного искусства, так манил к себе художников, что с отъездом этих двух мастеров французская живописная традиция, по сути классическая, ослабла. Никола Пуссен (1594-1665) пользовался в Риме немалой славой, написав там множество значительных произведений. Только уговоры самого короля Людовика XIII и первого министра кардинала Ришелье заставили его вернуться на родину в 1640 г. Французский король давно старался возродить живопись, однако почти не добился успеха.
Традиция во Франции хранилась, даже развивалась, отличаясь тонкой палитрой и благородной трактовкой сюжета, но французская живописная школа сложилась лишь после приезда Пуссена из Рима. Его стиль опирается на творчество братьев Карраччи, полное идеальной красоты и венецианской гармонии. В Италии Пуссен познакомился с работами великих мастеров, античной скульптурой, классицистическими произведениями Доменикино, который был на 13 лет его старше, держал в Риме процветавшую мастерскую и оказал на французского живописца существенное влияние.
Работы Пуссена выдержаны в эмоциональном ключе итальянского барокко, но лишены пышности и духовного пафоса, что и отличает его творчество от неоклассического искусства. В определенном смысле его художественные цели ближе к ренессансным, и он вносит в барочный стиль классическую строгую сдержанность, чистый сияющий свет.
Художник добивается полного единства и гармонии каждой детали картины, но у него образное мышление, дающее ему возможность глубоко чувствовать и понимать красоту, поэтому правильность и упорядоченность здесь не кажутся скучными. Великий художник-интеллектуал не столько убеждает, сколько волнует и трогает.
Пользуясь выражением английского поэта XVII в. Джона Донна, говорившего о своей возлюбленной, можно сказать, что Пуссен «мыслит телом», чудесно преображая фантазию в реальность.