Действительно ли кроссовер безопаснее седана?
В последнее время кроссоверы постоянно набирают популярность, вытесняя автомобили из других классов. Логика понятна — больше габаритов, полный привод и безопасность лучше. Многие модницы считают, что кроссовер тяжелее и поэтому обеспечивает лучшую защиту. Но действительно ли эти типы машин безопаснее седанов? Ответ на этот вопрос дает исследование Wheels, в котором сравниваются как автомобили, выпущенные десять лет назад, так и новые модели.
Начнем с пары Toyota Corolla / Toyota RAV4 2009 года, которые являются одними из самых популярных подержанных автомобилей. Первая из двух моделей (поколение E140 / E150) является одной из лучших по безопасности согласно исследованию Американского института безопасности дорожного движения (IIHS). Corolla показывает стабильные результаты при частичном ударе и боковом ударе, а также в защите крыши. модель получает максимальную оценку Top Safety Pick, и только при «среднем» показателе обеспечивается защита головы и шеи водителя и его пассажира при лобовом столкновении.
В свою очередь, RAV4 также получает Top Safety Pick, но у него есть и недостатки. Среди них — защита от лобового столкновения с частичным прикрытием головы водителя. Это связано с чрезмерно жесткими элементами интерьера, но в целом HIC (критерий травмы головы), показывающий степень повреждения головы, выше, чем у седана. Кроме того, RAV4 получил оценку «хорошо» за устойчивость кузова, а Corolla — «отлично».
Понятно, что для японцев тезис о том, что кроссовер безопаснее седана, не проходит. Но что происходит с немцами — Volkswagen Tiguan против Jetta?
Седан Jetta 2011 года очень хорошо показал себя в краш-тестах, проведенных европейской организацией Euro NCAP. Он получает максимальные 5 звезд, а защита водителя и пассажира рядом с ним составляет 94%. Единственная слабость модели — защита груди при боковом ударе, она невысока. Защита детей в кресле 86%.
Для Tiguan 2009 года оценки практически идентичны. Защита от лобового удара составляет 87%, и здесь тоже слабым местом является защита груди водителя и его пассажира. Защищенность ребенка на заднем сиденье оценивается в 79%.
Перечисленные до сих пор два случая могут быть руководством к тому, что происходит на рынке подержанных автомобилей. Они показывают, что в плане безопасности седаны не уступают кроссоверам и могут быть разумной альтернативой. Но в данном случае мы говорим об автомобилях 8-10-летней давности, поэтому давайте посмотрим, что будет с новыми автомобилями, которые получили ряд дополнительных систем защиты.
Сравним седан Hyundai Elantra с кроссовером Tucson. Согласно тестам IIHS, седан также получил высшую оценку Top Safety Pick +, так как он хорошо показывает себя при ударе с 40-процентным покрытием, а также при боковом ударе. Манекены в машине во время испытаний успешно избегают столкновений с твердыми элементами в салоне, а также помогают набрать высокие баллы.
В свою очередь Tucson получает максимальные баллы при частичном или боковом ударе, а единственная слабость — это защита коленей и ступней водителя. По этой причине кроссовер заслуживает оценки Top Safety Pick, но без дополнительного плюса, который ставит его ниже Elantra в рейтинге безопасности.
Взять хотя бы другую пару этого класса — Mazda 3 и CX-5. В тестах автомобиль (2014 г.) практически полностью повторяет оценки уже упомянутой Элантры, за исключением столкновения на стороне пассажира с частичным покрытием. В конце концов, Mazda 3 покидает тесты с лучшим выбором безопасности. Оценки кроссовера CX-5, который прошел идентичные испытания, в том числе столкновение пассажира с водителем, точно такие же. То есть он не безопаснее седана.
Но что происходит в премиальном сегменте, где превосходство кроссоверов должно быть более очевидным? В данном случае это модели Mercedes-Benz C-Class и Mercedes-Benz GLC.
Седан прошел «боевое крещение» в 2016 году, пропустив только испытание пассажира на удар. Единственным слабым местом модели являются фары, которые получают плохую оценку. Все удары переносятся отлично, но из-за света эта модель не работает Top Safety Pick.
В свою очередь кроссовер GLC выдерживает удары водителя и его пассажира, но не лучше седана. Единственный показатель того, что эта модель оценена выше, чем C-Class, — это влияние водителя с небольшим покрытием. Однако в целом результаты двух Мерседесов идентичны. Тем не менее, GLC заставляет Top Safery Pick + работать, так как его фары идеальны.
Как обстоят дела с Audi Q7 и Audi A6, у которых к тому же разница в возрасте? Кроссовер сменил поколения 2 года назад, а новое поколение седана показали всего месяц назад. В данном случае сравнение проводится между Q7 нового поколения и предыдущим A6, и оба автомобиля были произведены в 2016 году.
Седан A6 показывает отличные результаты при частично прикрытом столкновении, при этом в случае бокового удара защита поясницы водителя оказывается недостаточной. Однако в целом автомобиль остался без Top Safety Pick по той же причине, что повредил Mercedes-Benz C-Class, а именно — фары. Кроме того, специалисты отмечают, что у A6 нет полного набора систем безопасности.
Что происходит с Q7? Практически при всех ударах он не уступает седану, за исключением столкновения с небольшим покрытием, при котором оказывается, что колени водителя плохо защищены. Там оценка «приемлемая». Основная оптика кроссовера оказывает ему медвежью услугу и поэтому итоговая оценка идентична таковой у седана A6.
Конечно, это исследование вряд ли разубедит тех, кто решил выбрать кроссовер вместо седана, но оно показывает, что с точки зрения безопасности два класса автомобилей (особенно если речь идет о моделях одной марки) не различаются. Однако очевидно, что больший рост или форма тела не влияет на безопасность гонщиков. Так что при выборе автомобиля лучше не слушать маркетологов и не следовать моде. Более того, седан или универсал могут быть гораздо лучшим выбором из-за управляемости, оснащения, комфорта и, прежде всего, цены.