Феррарская школа
Тура и Косса — мастера, работавшие в независимом городе-государстве Ферраре, тоже были современниками и последователями Мантеньи. Козимо Тура (ок. 1430-95) — пожалуй, крупнейший из них, — создал в высшей степени оригинальные и самобытные произведения, сочетающие изысканность с возвышенностью. Подобно Кривелли, он редко углубляется в тему, но пишет удивительно цельные, внешне эффектные композиции с четкими резкими контурами. Изощренная по форме «Мадонна с Младенцем в саду» со смелыми колористическими контрастами написана тщательно и любовно.
Богоматерь соединяет длинные топкие пальцы над спящим Младенцем, как бы оберегая его; за се спиной пышно цветет розовый куст, словно трон с балдахином. В работах Франческо дель Косса (ок. 1453 — ок. 1477) бесстрастная суровость смягчается. Хотя Косса — феррарец, его «Св. Луция» выдержана во флорентийской традиции, с четкими контурами Мантеньи, с оригинальным металлическим блеском Туры, но общий эффект мягче, главным образом потому, что картина написана более тонким и светоносным маслом.
Св. Луция Коссы так монументальна, с таким великолепием парит в золотом воздухе, что только со временем видишь на веточке в ее руке не цветы, а остановившиеся человеческие глаза. Ошибочно считалось, будто мученице Лунин выкололи глаза, и этот мрачный символ всегда сопутствует ее изображению.
В работах последнего из крупных феррарских художников Эрколе Роберти сохраняется суровость и классическая официальность Мантеньи, Туры и Коссы. Сюжет картины «Жена Гасдрубала с детьми», может быть, необычен, но сразу чувствуется весомость, объемность трех фигур, страдальчески стремительных и все-таки почти скульптурно застывших.