Испанское барокко
Испанская живопись XVII в. развивалась под сильным влиянием церкви, отчасти из-за религиозного рвения испанской династии Габсбургов. Король Филипп II и два его преемника, Филипп III и Филипп IV, опирались на инквизицию, искоренявшую любую ересь, в том числе протестантство. Искусство испанского барокко представлено главным образом религиозными произведениями, хотя в то время создавались также придворные портреты, натюрморты, мифологические и жанровые картины. Вольные идеи Караваджо проникли в испанскую живопись в первой половине XVII века.
Характерные для итальянского мастера резкие контрасты и темная палитра полностью отвечали испанской традиции с ее мрачным реализмом, особенно в религиозной скульптуре. Караваджизм наложил отпечаток на творчество Хусепе Риберы (1591 — 1652), который предпочитал темные краски и нередко вкладывал в свои произведения возмутительно греховный подтекст. Он побывал в Италии, в первую очередь в Риме, где познакомился с работами Караваджо, потом в Неаполе, находившемся под властью Испании, и оставался там до конца жизни, пользуясь колоссальным успехом.
В его религиозных картинах больше набожности, чем у Караваджо, а боль и страдания — глубже. Мифологическая сцена наказания Марсия Аполлоном, заживо содравшим с него кожу, невероятно мучительна.
Марсий, искусный флейтист, вызвал Аполлона на соревнование и проиграл. В натурщики Рибера зазывал уличных мальчишек и нищих, изображая их абсолютно достоверно.
Его бродяги, даже если это философы, предстают перед нами со всеми физическими недостатками — гнилыми зубами, искалеченными ногами и руками, нечистой кожей, старой плотью. Все это написано с беспримерным для живописи XVII в. реализмом.