Масло: новая техника живописи
Долгое время Яна ван Эйка ошибочно называли «первооткрывателем масляной живописи». На самом деле масляные краски уже применялись для росписи скульптуры и лессировки картин, написанных темперой. Настоящим открытием братьев ван Эйк, полученным в результате длительных экспериментов, стало изобретение стойкого, равномерно сохнущего лака.
Этот лак представляет собой смесь льняного и орехового масла со смолами. Ян и Губерт сделали решающий шаг, добавив масло прямо в красители — вместо яичного желтка, который входит в состав темперы.
Под масляным слоем красочные пигменты обрели яркость, прозрачность, интенсивный цвет, а также стали улавливать свет. Живописная поверхность, плоская и глухая при письме темперой, засверкала, заблистала; сразу открылась возможность изображения драгоценных металлов, камней и, что еще важнее, — живого, естественного света. Вдохновенные наблюдения ван Эйка за световыми эффектами, их технически виртуозное изображение с помощью нового прозрачного материала, породили ослепительно красочную реальность.
Живопись преобразилась.