Материальный мир Веронезе
Веронезе (Паоло Кальяри, 1528-88) считается первым «чистым» художником, ибо он был практически равнодушен к актуальности изображаемого, полностью поглощенный почти абстрактными красками и оттенками. Его произведения светятся изнутри, превращаясь в благороднейшие образцы декоративного искусства. Может быть, Веронезе недостает глубины Тициана и Тинторетто, но легко совершить ошибку, недооценив его творчество. Высокое искусство этого мастера пронизано восхищением перед красотой.
Он изображает не реальность, а идеал, с необычайной серьезностью воспевая окружающий мир. Столь серьезный подход к внешней видимости поднимает ее на другую ступень бытия. В «Св. Луции с донатором» Веронезе не стремится показать страдания мученицы, считая, что ее история всем известна. Он изображает молодую женщину в полном расцвете славы, солнечную красавицу в шелках и атласе.
На прелестном лице нет следов пережитых страданий, выражение его чуть робкое; пристальный взгляд на открытую ладонь мученицы позволяет заметить привычный символ — глаз. Аллюзия совсем неприметная, простая дань формальности.
Старый донатор больше смахивает на светского поклонника, чем па приверженца культа святой. В «Нахождении Моисея» изображается столь же здоровый, полный надежды мир: богатые наряды дочери фараона и ее служанок написаны с явной искренней радостью. Все, включая маленького Моисея, красивы, изящны и счастливы.
Деревья слева и справа уравновешивают пейзажную композицию. Женщины с любовью смотрят на симпатичного младенца.
Сама библейская история имеет мрачный подтекст, но не для Веронезе. Его только радует человеческая красота. Можно недооценить этого великого мастера, видя в нем лишь превосходного декоратора, автора красочных композиций.
Но он доводит декоративность до точки, где она обретает несравненную красоту и высокую ценность истинного искусства.