Микеланджело: властитель Флоренции и Рима
В отличие от Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) оказывал огромное влияние на художников. Он тоже получил всемирную славу величайшего мастера еще при жизни, но его последователи, не обладающие вдохновением мастера, заимствовали только манеру письма, грандиозный размах, мускулистость. Например, Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1485-1547), фактически воспользовавшись в «Воскрешении Лазаря» рисунком или эскизом Микеланджело, написал мастерскую работу. Но какой же мелодраматической она кажется рядом с шедеврами гения!
Микеланджело отказывался работать кистью, объявляя своим единственным инструментом резец. Этот флорентиец всегда темпераментно сопротивлялся любому давлению.
Только власть папы принудила его к нежеланной работе в Сикстинской капелле. Современники называли основную особенность творчества Микеланджело «террибилита» (от итальянского слова terribile — страшный, ужасный), буквально считая, что оно нагоняет на зрителя ужас или благоговейный страх.
Микеланджело ошеломляет размахом воображения, своим пониманием духовного смысла красоты. Подобно Леонардо, Микеланджело обучался у известного флорентийского мастера, чудесного живописца Доменико Гирландайо (ок. 1448-94). Позже он заявлял, будто ни у кого никогда не учился, и это в некотором роде знаменательное утверждение.
Впрочем, судя по его манере работы резцом, Микеланджело отдал долг Гирландайо, о чем также свидетельствует перекрестная штриховка в его рисунках, несомненно, усвоенная у наставника. Мягкая завершенность «Рождества Иоанна Крестителя» кисти Гирландайо не имеет ничего общего с ранними, очень рассудочными произведениями Микеланджело вроде, которое носит еще одно название — «Тондо Дони».
Картина несколько отталкивает холодной красотой, но запоминается с поразительной силой, тогда как более привлекательные работы быстро забываются.