Молчаливый Вермеер
Почтительная задумчивость авторов натюрмортов чем-то напоминает одного из великих голландских отшельников XVII в. Яна Вермеера (1632-75). В буквальном смысле он не был одиноким, имея 11 детей и породнившись в браке с могущественным семейством, но в его чудесных картинах нет никакой суеты, которая наверняка царила в доме художника. Яркий свет Вермееру не нужен. В «Женщине с весами» ставни почти закрыты, свет украдкой просачивается лишь по краям, высвечивая мягкий мех женской накидки, изящные складки льняного покрова, который обрамляет склоненную голову, поблескивающие в тени на столе жемчуга. Там он падает на палец, тут на ожерелье, но главное здесь — тишина.
Пустые весы в руке женщины превращаются в некий символ, тем более что позади нее висит картина, изображающая Страшный суд. Но смысл этого произведения заключается в гармоничности композиции, где свет и тьма находятся в динамическом равновесии, где фактически уравновешено все — теплая женская плоть сопоставлена с шелком и мехом одежды, неуверенная человеческая рука с холодной точностью металла. Картины Вермеера удивительно реальны, но это реальность высшего порядка по сравнению с мимолетной повседневной реальностью.