Мурильо: забытый мастер
Следующий после Веласкеса и Сурбарана великий испанский мастер XVII в. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-82) тоже жил в Севилье. Ему никогда не были свойственны сила и глубина Веласкеса и Сурбарана, однако он обладает собственной мягкой силой и глубиной, захватывая своими бессловесными, но убедительными образами. Чем дольше смотреть на «Святое семейство», где нет никакой ощутимой символики, тем больше очаровывают любовно написанные персонажи: нежный, заботливый Св. Иосиф, собачка-дворняжка, обожаемый балованный ребенок.
Если не великий, то искренний талант художника, пожалуй, лучше всего раскрывается в одном из редких для него произведений на светский сюжет. В картине «Женщины у окна» он создает прекрасные характерные женские образы — красивые, светлые, полные обаяния.
Одна, несомненно, дуэнья (как правило, пожилая наемная воспитательница и компаньонка), она смеется, но прикрывает улыбку; мы видим лишь веселый румянец на морщинистых щеках. Судя по ее прищуренным глазам, то, на что девушка смотрит с тайной улыбкой, вызывает у старухи только ироническую усмешку.
Она многое видела в жизни, знает гораздо больше, чем прелестное дитя, и Мурильо рассказывает об этом с необычайной тонкостью и деликатностью. Женщин обрамляет широкая мощная вертикаль ставни и столь же мощная горизонталь подоконника.
Девушка — эмоциональный центр композиции — смотрит на жизнь с иронической отстраненностью, но Мурильо вместе с дуэньей знают, как жестоко ограничен ее жизненный выбор. Будучи замечательным мастером цвета, Мурильо часто запечатлевал в своих полотнах людей, увиденных на улицах Севильи. Его жанровые произведения пронизаны подлинной теплотой и сочувствием к изображенным.
Писал он также лирические пейзажи и замечательные портреты, навеянные Ван Дейком. Большой популярностью у современников пользовались и его религиозные картины, в том числе образы Непорочного зачатия, где Мария представлена девочкой в окружении ангелов и херувимов.