Немецкий пейзаж
Альбрехт Альтдорфер (ок. 1480-1526), подобно своему соотечественнику Лукасу Кранаху Старшему, был домоседом. Возможно, он видел топографические акварели, привезенные Дюрером из путешествий по Альпам, но сам он только один раз попутешествовал по Дунаю, где и проникся подлинной страстью к пейзажу. Пейзажи Альтдорфера чисто германские — дикие, колючие, кишащие волками леса, редкие поляны.
Они величественные, но иррационально пугающие, одолевающие трезвый рассудок. Мастер держит все под контролем, однако угроза все равно ощущается. «Дунайский пейзаж» — одно из первых живописных произведений, где вообще отсутствует человек.
Здесь лишь небо, деревья, река и голубые горы вдали — романтическая альтернатива человечеству, чистая, открытая небесному эфиру. Альтдорфер верит в сакраментальный смысл пейзажа и заражает нас своей убежденностью.
Иногда в его пейзажах появляются люди, и тогда картина производит замечательный эффект. Композиция «Христос, покидающий мать» обладает необыкновенной, жуткой силой. Широкие, умоляющие о снисхождении жесты тщетны; грубо, почти комично торчат огромные ноги женщины, которая поддерживает Марию; руины за группой женщин мрачно противопоставлены буйному лесу справа, позади мужчин.
Картина полна какого-то болезненного непонимания, непреклонной суровости; выясняется горькая истина — в этом и состоит суть любого прощания. Жестокое, потрясающее, незабываемое произведение.
Альтдорфер — неожиданный живописец, репертуар его гораздо разнообразнее, чем можно было бы ожидать. Как ни странно, он склонен был к аллегории, написав едва ли не самые очаровательные во всем северном живописном наследии маленькие картины (один чудесный образец хранится в Берлинской картинной галерее). Его искусство основано на пейзаже, но в пейзаже он выражает некий мистический нравственный взгляд.
Смысл произведений Альтдорфера невозможно понять до конца — что-то всегда ускользает. Вероятно, поэтому они так красивы и интересны.