Непризнанный мастер
Один из учеников академии братьев Карраччи затмил славой ее создателей и в Болонье, и во всей Европе. Загадочно замкнутого Гвидо Рени (1575-1642) великий немецкий поэт Гете считал «божественным гением». К несчастью, с обмирщением цивилизации произведения Рени стали казаться чересчур напыщенными, а презрение к искусству барокко распространилось и на его истинно барочное творчество.
Постепенно несправедливость загладилась, и прекрасная живописная выразительность, искренняя серьезность великого художника получили справедливое признание. Возьмем в качестве примера религиозное произведение Рени — картину «Сусанна и старцы».
Иудейскую героиню Сусанну двое старцев застали в момент купания и шантажом попытались принудить к бесчестию. Благочестивая девушка смотрит на них с невинным негодованием — ей нечего бояться, она верит в Бога и в свою непогрешимость. С такой же силой Рени пишет мифологические сюжеты.
«Несс, похищающий Деяниру» — необычайно величественная композиция. По пути Геракл со своей женой Деянирой добрались до реки, через которую путников перевозил кентавр Несс.
Сначала он переправил Геракла, а потом задумал овладеть Деянирой. Художник изображает кентавра, готового пуститься в бегство с женщиной на спине. В солнечном свете переливаются крепкое, напряженное тело мужчины-коня и мягкая, нежная, беззащитная плоть похищенной Деяниры.
Одежды развеваются, тучи клубятся, движению огромной конской ноги вторит стройная женская ножка. Деянира устремляет испуганный взгляд вверх, к богам, вытянув руку в поисках помощи.
Развивающиеся одежды и устремленные к небу глаза Деяниры напоминают об образах Рафаэля, а контрасты светотени, особенно лицо кентавра, заставляют вспомнить отличительные черты манеры Караваджо.