Неудержимая фантазия Эль Греко
Величайший маньерист — испанский художник Эль Греко (Доменико Теотокопулос, 1541 — 1614, прозванный «греком» за то, что родился на Крите). У его творчества разные корни: он побывал в Венеции, Риме, пока не обосновался в испанском городе Толедо. Христианские доктрины Испании кардинально изменили взгляд Эль Греко на живопись, и в его творчестве сплавились страсть и сдержанность, лихорадочная религиозность, неоплатонизм и мистицизм испанской Контрреформации. Вытянутые, вечно стремящиеся ввысь фигуры, интенсивные краски, страстная увлеченность сюжетом, мощь, буря эмоций — все это породило совершенно особый оригинальный стиль.
Эль Греко добавил к живописному наследию Венеции, Флоренции и Сиены визнтийскую традицию (в ранние годы он обучался на Крите иконописи). Он пишет иконы, откуда следуют и непривычные искажения форм. Композиция картины «Мадонна с Младенцем, Св. Мартиной и Св. Агнесой» возносит нас ввысь с земного, животного уровня, представленного внизу задумчивым львом Св. Мартины и ягненком Св. Агнесы, который пристроился у нее на руке, как на ветке дерева, в немыслимой, неустойчивой позе.
Мученическая пальма Мартины и необычайно тонкие пальцы Агнесы как бы указывают направление. Мы все время в движении: Эль Греко наставляет зрителя на верный путь, расположив молящиеся фигуры по всем четырем сторонам композиции.