Новый реализм - В тренде АВТОновинок

Новый реализм

Новый реализмПолным душевным спокойствием и уверенностью пронизаны произведения Яна ван Эйка (1385- 1441), современника Кампена, одного из авторитетнейших мастеров своего времени. Почти волшебно проницательным взором он подмечает каждую деталь окружающего мира, не только видя, но и признавая ее ценность. Мир ван Эйка светел и чист; художник с поразительной четкостью изображает самые обыденные вещи, запечатлевая их необычайную красоту. Лично о нем мало что известно, но никто не сравнится с ним в убедительности, которую он нам внушает.

Подобно голландскому художнику XVII в. Вермеру, ван Эйк ведет нас к свету и заставляет нас ощутить свою причастность к нему. Включающее множество разнообразных деталей «Поклонение Агнцу» — это часть расписанного с обеих сторон крупнейшего и сложнейшего живописного алтаря, созданного в Нидерландах в XV в. Этот монументальный алтарь по-прежнему стоит на своем месте, в соборе Св. Бавона в Генте, побуждая молящихся все глубже и глубже погружаться в изображаемый мир святости. Было много споров по поводу роли, сыгранной в создании Гентского алтаря двумя братьями ван Эйк, Яном и Губертом: кто внес главный вклад — Ян, о котором у нас больше сведений, или Губерт, о котором почти ничего не известно.

Подпись Губерта всегда стоит первой и гласит: «Живописец Губерт Эйк, выше которого нет, начал это дело, которое его брат Ян, второй после него в искусстве, закончил по повелению Йодока Вийдта…» На этой стене алтаря изображен жертвенный Агнец на высоком алтаре; священная кровь его проливается в чашу. Алтарь окружен ангелами, в руках которых предметы, напоминающие о распятии Христа, а на первом плане бьет фонтан жизни.

С четырех сторон света Агнцу идут поклониться разнообразные персонажи, включая пророков, мучеников, пап, дев, пилигримов, рыцарей, отшельников. Возможно, как было принято при создании многих крупных религиозных произведений того времени, ван Эйка консультировали теологи, и эти персонажи представляют в живописной композиции церковную иерархию.

В прекрасном роскошном пейзаже на горизонте виден сияющий священный город, очень похожий по силуэту на голландские города; возможно, храм справа — Утрехтский собор. Это лишь часть огромного алтаря, но само ее совершенство, точность, убедительность объясняют, почему это мистическое произведение производит столь сильное впечатление. Гентский алтарь настраивает на созерцание, но любой более тщательный его анализ требует немалых интеллектуальных усилий.

Легче разобраться в менее масштабном произведении, скажем, в сильно вытянутом в высоту «Благовещении».