Отец и дочь
Сильное влияние Караваджо заметно даже в произведениях такого не склонного к экспериментам живописца, как Орацио Джентилески (1563-1639). Хотя в «Лютнистке» он изображает юную и прелестную девушку, совсем не похожую на соблазнительного юношу Караваджо, она также увлеченно наигрывает на лютне, ярко освещенная светом, выхватывающим ее из сгустившейся тьмы. Возможно, на нашей оценке творчества Джентилески сказывается невинное и законное желание художественных критиков-женщин утвердить славу женщин-художниц. Это великолепный живописец — чуткий, сильный.
Его сияющая во мраке лютнистка абсолютно достоверна. Тем не менее мы оставляем его и обращаемся к творчеству дочери мастера — Артемизии Джентилески (1593- 1652/3), с которой обошлись несправедливо, приписав отцу многие ее работы. Артемизия очень талантливая художница, почти равная отцу по страсти и силе.
Собственно, по натуре она ближе к Караваджо, но создает и более тонкие образы, к примеру, в «Автопортрете как аллегории живописи». Неприкрашенный, но привлекательный автопортрет изображает увлеченную работой круглолицую женщину в зеленом платье, залитую свойственным Караваджо светом.
Несмотря на лишенный претензий подход, произведения Артемизии полны такого страстного напряжения, что она становится почти уникальной фигурой среди художниц, работавших до XX в. Современные историки предпочитают объяснять это актом насилия, совершенным над нею каким-то отцовским приятелем; значит, она хороню знала, что такое предательство и жестокость. Артемизии, как каждой художнице, приходилось бороться и с неписаными законами культуры того времени, когда женщина «по природе» считалась существом низшего порядка. Может быть, это и подливало масла в огонь, когда она писала «Юдифь», изображая кульминационный момент отсечения головы Олоферна и брызжущую кровь, пропитывающую матрас.
Принято считать, будто женщина-художница неизбежно интересуется реальными, физическими подробностями убийств. Но всем людям, в том числе и Артемизии, свойственно воображать событие во всех деталях. Она рассказывает и о героизме Юдифи, избавившей свой народ от тирана, и показывает, что означает убийство другого человеческого существа.